Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития публично-правовых образований, в том числе Республики Татарстан.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о разграничении расходных полномочий к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Татарстан, отнесено решение значительного круга вопросов в сферах социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды и т.п., в существенной степени определяющих качество жизни граждан, проживающих на соответствующей территории.
Повышение эффективности управления общественными финансами в Республике Татарстан всегда считалось одной из приоритетных целей в деятельности органов государственной власти. Ранее проводившаяся в республике работа по совершенствованию управления государственными финансами была систематизирована в рамках ряда программных документов, за годы реализации которых в республике было выполнено большое количество мероприятий, проведена работа по улучшению качества управления общественными финансами Республики Татарстан, оптимизации системы управления бюджетными ресурсами и повышению эффективности расходов бюджета, внедрению современных методов и технологий управления региональными финансами. Можно отметить, что к настоящему времени в Республике Татарстан целостная система управления общественными финансами сформирована.
Показатели консолидированного бюджета Республики Татарстан за последние годы в целом характеризуются положительной динамикой. Республика Татарстан входит в число регионов-лидеров по объемам мобилизуемых на территории республики доходов. Так, с 2018 по 2022 год по объемам поступивших в консолидированный бюджет налоговых и неналоговых доходов Республика Татарстан ежегодно находится на первом месте среди регионов Приволжского федерального округа и в первой десятке среди всех субъектов Российской Федерации, по итогам 2022 года Республика Татарстан занимает четвертое место по России по данному показателю.
За последние пять лет объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан увеличился с 281,3 млрд рублей в 2018 году до 429,4 млрд рублей по итогам 2022 года. Рост за пять лет составил 152,7 процента. В целом по всем регионам России данный показатель вырос в среднем на 150,5 процента. При этом за последний год объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан увеличился на 27,8 процента к уровню предыдущего года (336,1 млрд рублей - по итогам 2021 года), в то время как в целом по всем регионам России рост составил только 12,7 процента.
Планомерная работа по наращиванию доходного потенциала бюджета создает основу для того, чтобы иметь возможность полностью обеспечивать выполнение функций, возложенных на органы власти, сосредоточивать финансовые ресурсы на ключевых участках социального и экономического развития Республики Татарстан. Ежегодно в республике обеспечивается безусловное исполнение бюджета по первоочередным и социально значимым расходам, выполнение принятых публичных обязательств, своевременно выплачивается заработная плата работникам организаций бюджетной сферы, без задержек происходит финансирование учреждений бюджетной сферы, получающих средства из бюджета Республики Татарстан. С учетом возможностей бюджета также неуклонно обеспечивается финансирование мероприятий инвестиционного характера, в том числе вложение средств в инфраструктурное развитие, что является одним из базовых условий социально-экономического развития Республики Татарстан.
Одной из характеристик, определяющих состояние государственных финансов, является состояние и структура государственного долга. Нахождение соответствующих его показателей как в абсолютном, так и в относительном выражении (в соотношении с доходами бюджета) на приемлемых уровнях является подтверждением способности республики создать условия для обеспечения реализации всех закрепленных полномочий на основе полного своевременного финансирования предусмотренных бюджетных расходов.
По итогам 2022 года общий объем государственного долга Республики Татарстан (с учетом обязательств по государственным гарантиям) составил 103,5 млрд рублей. За последние пять лет объем долга республики увеличился на 8,5 млрд рублей (95,0 млрд рублей - по итогам 2018 года), в том числе за последний год - на 6,9 млрд рублей (96,6 млрд рублей - по итогам 2021 года), что обусловлено в основном привлечением в 2022 году долгосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов на территории республики.
При этом уровень долговой нагрузки на бюджет Республики Татарстан (отношение объема государственного долга к годовому объему налоговых и неналоговых доходов) за пять лет снизился с 40,4 процента по итогам 2018 года до 28,2 процента по итогам 2022 года, общее снижение составило 12,2 процента. За последний год снижение данного показателя составило 6,3 процента (долговая нагрузка по итогам 2021 года - 34,5 процента). Сокращение долговой нагрузки стало следствием проводимой работы в рамках обеспечения последовательного увеличения доходной базы бюджета Республики Татарстан и консервативного подхода к осуществлению государственных заимствований - Республика Татарстан по-прежнему (с 2010 года) не прибегала к заимствованиям средств на финансовых рынках в виде кредитов от кредитных организаций и выпусков государственных ценных бумаг.
В соответствии с оценкой долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проводимой Министерством финансов Российской Федерации с 2020 года, Республика Татарстан ежегодно относится к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
Значительная роль в позитивном развитии республики принадлежит органам местного самоуправления. Республика Татарстан выделяется среди субъектов Российской Федерации большим количеством муниципальных образований. При этом главная сложность, в том числе в сфере межбюджетных отношений, состоит в значительной дифференциации муниципалитетов по социально-экономическому развитию и потенциалу. Несмотря на ежегодный рост поступлений доходов в местные бюджеты в целом и проводимую работу по увеличению налогооблагаемой базы муниципальных образований, очевидно, что в условиях разного уровня налогового потенциала территорий республики законодательно закрепленные доходы объективно не могут создать одинаковых возможностей для всех органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Одной из задач органов власти в данном контексте является выравнивание уровня социально-экономического развития территорий и обеспечение равной доступности населения к получению государственных и муниципальных услуг. Поэтому при построении межбюджетных отношений первостепенную значимость приобретает критерий обеспеченности расходных полномочий муниципалитетов доходными источниками местных бюджетов. Тем более что главный приоритет при осуществлении бюджетного процесса в Республике Татарстан - это сбалансированность всех уровней бюджетной системы республики.
Здесь важное значение имеет межбюджетное регулирование. Помимо обеспечения эффективности бюджетной системы и реализации принципов равенства и справедливости, межбюджетные трансферты выступают важным и довольно действенным инструментом реализации макроэкономической политики как на региональном, так и на муниципальном уровне. Очевидно, что утвержденное федеральным законодательством закрепление доходных источников по уровням бюджетов не позволяет полностью обеспечить расходные обязательства муниципальных образований, особенно поселенческого уровня. И межбюджетные трансферты в современных условиях выступают инструментом выравнивания бюджетной обеспеченности и сбалансированности бюджетов муниципальных образований.
В настоящее время среди проблемных вопросов в сфере формирования и исполнения консолидированного бюджета Республики Татарстан остается наличие различного рода факторов, оказывающих давление на формирование доходной части консолидированного бюджета Республики Татарстан, при одновременном сохранении существенной нагрузки на региональный и местные бюджеты, связанной с необходимостью осуществления значительного объема полномочий в социальной сфере. Первоочередные и социально значимые расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан неуклонно растут. Их удельный вес в общем объеме расходов находился в диапазоне от 59 до 64 процентов в течение последних пяти лет, а на 2023 - 2025 годы ожидается увеличение доли первоочередных и социально значимых расходов до уровня 67 процентов.