Действующий

О Стратегии государственной поддержки и развития тувинского языка в период с 2024 по 2033 гг.


1. Сфера законодательства


1.1. Законодательное обеспечение тувинского языка. Государственная языковая политика Российской Федерации основывается на принципах Конституции Российской Федерации (1993, в редакции 2020), общепризнанных принципах, нормах международного права и международных договоров Российской Федерации N 1807-1 1991 г. (в редакции 2020), законом "О государственном языке Российской Федерации" N 53-ФЗ от 01.06.2005 (в редакции 2014 г.), а также законами о языках субъектов Российской Федерации, федеральными и региональными подзаконными актами.


В 1990 г. был принят Закон "О языках в Тувинской АССР", в котором указывается, что государственным языком на территории Тувы является тувинский язык. Позже в Законе "О языках в Республике Тыва" 2003 г. устанавливаются два государственных языка республики - тувинский и русский (ст. 2). Однако на сегодня вопрос о выполнении тувинским языком своих функций является острым. Причинами такого положения выступают: неисполнение законодательства об использовании тувинского языка как одного из государственных на территории Республики Тыва; отсутствие последовательных мер поддержки тувинского языка и финансирования государственных программам по развитию тувинского языка в достаточной степени; унификация системы образования (ФГОС РФ с 2009 г.).


1.2. Функционирование тувинского языка в законодательной сфере. Законы, принимаемые Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва, публикуются на тувинском языке на официальном сайте https://khural.rtyva.ru. Постановления, принимаемые этим же органом власти, публикуются на русском языке (https://khural.rtyva.ru/docs/resolutions/11821/).