6. Сфера культуры, искусства и книгоиздания
Тувинский язык является языком сценического искусства: на нем ставятся спектакли, проводятся концерты. В целом успешно работает по возрождению традиций тувинского народа Центр развития традиционной тувинской культуры и ремесел. Однако в репертуарах Музыкально-драматического театра и Тувгосфилармонии в гораздо меньшем количестве проходят представлений для детей и юношества. А в Театре кукол, ориентированном на юных зрителей, постановки идут преимущественно на русском языке.
В Тувинском книжном издательстве на тувинском языке выходят художественная литература, произведения фольклора, переводы русских, зарубежных классиков и тувинских авторов. Но по сравнению с 70 - 90-ми гг. ХХ в. (15000 - 25000 экз.) тиражи издаваемых книг снизились до 300 - 1000 экз. (Бавуу-Сюрюн 2021: 441). Малым тиражом издается и детская литература на тувинском языке.
В деятельности библиотек тувинский язык поддерживается предоставлением доступной литературы в оцифрованном виде на своих сайтах. Тувинская детская библиотека им. К. Чуковского совместно с Библиотечной ассоциацией Республики Тыва с 2022 г. в рамках Президентского гранта переводит в цифровой формат детские книги на тувинском языке, а также ими создаются аудиокниги тувинских сказок для детей при участии Тувинского национального оркестра, последний накладывает музыкальное сопровождение. Проводит оцифровку своих фондов на тувинском языке и Национальная библиотека им. А.С. Пушкина.
Большой проблемой является то, что сегодня очень мало современных авторов, которые пишут пьесы на тувинском языке, художественные произведения и познавательную литературу для детей и подростков. Отсутствует адаптированная литература на тувинском языке для разных целевых групп читателей, в том числе и для детей и подростков, а также читателей с разным уровнем владения тувинским языком.
Учреждения культуры призваны приобщать разные группы населения к культуре тувинского народа. Но на сегодня наблюдается их слабое взаимодействие с образовательными учреждениями республики, отсутствие системной адресной работы с детьми и подростками.