Основные направления налоговой политики Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов формируются в условиях постепенного смещения от антикризисной политики к достижению структурных изменений в экономике, обеспечению стабильности и предсказуемости регионального налогового законодательства, повышению его прозрачности.
В предстоящий трехлетний период будет продолжена реализация основных целей и задач налоговой политики Республики Мордовия, определенных в предыдущие годы.
В случае изменений параметров налоговой системы Российской Федерации основные направления налоговой политики Республики Мордовия могут быть скорректированы в 2024 году при ее определении на 2025 и последующие годы.
В целом в налоговой политике Республики Мордовия приоритетом остается обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, повышение эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшение качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
Налоговая политика Республики Мордовия в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годах ориентирована на развитие доходного потенциала республики на основе экономического роста, а не за счет повышения налоговой нагрузки на плательщиков.
Формирование налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Мордовия будет основываться на вступивших в силу, а также планируемых к принятию с 2024 года изменений федерального и регионального законодательства.
Изменения, внесенные на федеральном уровне:
1) с 1 января 2023 г. осуществлен переход на новую систему расчетов налогоплательщиков с бюджетом, в рамках которой все организации и индивидуальные предприниматели уплачивают большинство налогов и других установленных налоговым законодательством платежей (включая авансовые платежи, пени, штрафы, проценты) путем внесения Единого налогового платежа (далее - ЕНП) на Единый налоговый счет (далее - ЕНС), в связи с чем:
в бюджетной системе изменился устоявшийся график поступления налоговых доходов: если ранее они были распределены по разным датам, то теперь основная масса приходится на конец месяца (25 число - срок для сдачи отчетности, 28 число - срок уплаты);
распределение ЕНП по обязательствам и уровням бюджета осуществляется налоговыми органами автоматически в установленной последовательности, если средств недостаточно и сроки уплаты совпадают, то ЕНП будет распределен пропорционально суммам таких обязательств;
налоговыми органами формируется для каждого налогоплательщика сальдо единого налогового счета (разница между общей суммой средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, и совокупной обязанностью). Такое сальдо формируется в том числе за счет направления переплат по одним налогам на погашение недоимок по другим;
установлен первоочередной порядок зачисления налога на доходы физических лиц в региональные и местные бюджеты из средств на ЕНС;
в течение 2023 года налоговые агенты представляют уведомления об исчисленных суммах налога на доходы физических лиц дважды в месяц, что позволяет перечислять в бюджетную систему суммы уплачиваемого налога на доходы физических лиц также дважды в месяц;
будет продолжено совершенствование института "единого налогового платежа" в целях повышения ритмичности поступления доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;