В целях исполнения Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Закона Кемеровской области от 05.05.2016 N 28-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области - Кузбасса в области обращения с отходами производства и потребления" Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную региональную программу "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области - Кузбасса" на 2023 - 2030 годы (далее - программа).
2. Ответственным исполнителям программы:
2.1. Министерству жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса ежегодно до 30 марта осуществлять сбор информации от основных исполнителей программы и направлять в Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса информацию о значениях целевых показателей (индикаторов) реализации программы, а также отчет о ходе выполнения основных программных мероприятий, ответственным исполнителем которых является Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, согласно приложению N 1 к программе. Представляемая информация должна быть согласована заместителем Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) Орловым Г.В.
2.2. Министерству природных ресурсов и экологии Кузбасса ежегодно до 30 марта осуществлять сбор информации от основных исполнителей программы, а также составлять отчет о ходе выполнения основных программных мероприятий, ответственным исполнителем которых является Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса, согласно приложению N 2 к программе.
2.3. Региональной энергетической комиссии Кузбасса ежегодно до 30 марта направлять в Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса информацию о значениях целевых показателей (индикаторов) реализации программы, а также отчет о ходе выполнения основных программных мероприятий согласно приложению N 3 к программе.
3. Министерству природных ресурсов и экологии Кузбасса ежегодно до 25 апреля направлять обобщенную информацию о ходе выполнения основных программных мероприятий, предварительно согласованную заместителем Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) Орловым Г.В. и заместителем Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии) Пановым А.А., директору программы.
4. Признать утратившими силу:
5. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) Орлова Г.В. и заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии) Панова А.А.
Первый заместитель Губернатора
Кемеровской области - Кузбасса -
председатель Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
И.В.СЕРЕДЮК
КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА" НА 2023 - 2030 ГОДЫ
Наименование программы | Комплексная региональная программа "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области - Кузбасса" на 2023 - 2030 годы (далее - программа) |
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" |
Директор программы | Первый заместитель Губернатора Кемеровской области - Кузбасса - председатель Правительства Кемеровской области - Кузбасса |
Разработчики программы | Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса; Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса |
Цели программы | Создание экологически безопасной и экономически эффективной системы в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами; увеличение объемов отходов, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов; снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду; обеспечение доступа к информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; формирование комплексного подхода в области обращения с золошлаковыми отходами; повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем |
Задачи программы | Построение и обеспечение эффективной системы обращения с твердыми коммунальными отходами; увеличение объемов обработки, обезвреживания и утилизации отходов в целях сокращения объемов захоронения отходов; стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами; минимизация количества мест захоронения твердых коммунальных отходов; обеспечение доступа к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, и ее электронной модели; информирование и экологическое просвещение населения о состоянии окружающей среды, воспитание и формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами; рекультивация нарушенных земель, горных выработок в целях повышения объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности; ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и рекультивация территорий, на которых они размещены; выявление и ликвидация мест (свалок) несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов |
Сроки реализации программы | 2023 - 2030 годы |
Ответственные исполнители программы | Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса; Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса |
Основные исполнители программы | Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса; Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса; Региональная энергетическая комиссия Кузбасса; органы местного самоуправления (по согласованию); региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (по согласованию); операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (по согласованию); Кузбасский филиал ООО "Сибирская генерирующая компания" (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования программы | Всего на реализацию программы на 2023 - 2030 годы потребуется 7571811,66 тыс. руб., в том числе по годам: 2023 год - 953847,34 тыс. руб.; 2024 год - 3214997,8 тыс. руб.; 2025 год - 1990158,02 тыс. руб.; 2026 год - 267012,1 тыс. руб.; 2027 год - 272562,3 тыс. руб.; 2028 год - 273795,3 тыс. руб.; 2029 год - 288057,5 тыс. руб.; 2030 год - 311381,3 тыс. руб. Из них федеральный бюджет - 52261,6 тыс. руб., в том числе по годам: 2023 год - 15777.6 тыс. руб.; 2024 год - 36484 тыс. руб. Из них областной бюджет - 186562,94 тыс. руб., в том числе по годам: 2023 год - 134512,75 тыс. руб.; 2024 год - 48090,19 тыс. руб.; 2025 год - 3960,0 тыс. руб.; 2026 год - 0 тыс. руб.; 2027 год - 0 тыс. руб.; 2028 год - 0 тыс. руб.; 2029 год - 0 тыс. руб.; 2030 год - 0 тыс. руб. Местный бюджет - 3681322,38 тыс. руб., в том числе по годам: 2023 год - 608694,01 тыс. руб.; 2024 год - 1252394,65 тыс. руб.; 2025 год - 673119,22 тыс. руб.; 2026 год - 211862,1 тыс. руб.; 2027 год - 220556,3 тыс. руб.; 2028 год - 224096,3 тыс. руб.; 2029 год - 237188,5 тыс. руб.; 2030 год - 253411,3 тыс. руб. Средства юридических и физических лиц - 3651664,74 тыс. руб., в том числе по годам: 2023 год - 194862,98 тыс. руб.; 2024 год - 1878028,96 тыс. руб.; 2025 год - 1313078,8 тыс. руб.; 2026 год - 55150 тыс. руб.; 2027 год - 52006 тыс. руб.; 2028 год - 49699 тыс. руб.; 2029 год - 50869 тыс. руб.; 2030 год - 57970 тыс. руб. |
Целевые показатели программы | Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; доля твердых коммунальных отходов, направленных на перегрузку/прессовку, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; доля твердых коммунальных отходов, направленных на обезвреживание, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; количество объектов размещения твердых коммунальных отходов, выведенных из потоков транспортирования твердых коммунальных отходов; увеличение доли граждан, имеющих доступ к информации в сфере обращения с отходами; количество разработанных схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, размещенных на официальном сайте органа местного самоуправления; количество обустроенных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов за отчетный период; количество муниципальных образований, осуществляющих содержание мест (площадок) накопления ТКО, находящихся в муниципальной собственности; наличие нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории Кемеровской области - Кузбасса; наличие утвержденных инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; наличие территориальной схемы, соответствующей требованиям Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; наличие регионального кадастра отходов, размещенного в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; количество проведенных экологических мероприятий; доля мусоровозов, перевозящих твердые коммунальные отходы, передающих данные о месторасположении в региональную или федеральные информационные системы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; доля утилизированных золошлаковых отходов в общем объеме образованных золошлаковых отходов; общий объем утилизированных и обезвреженных золошлаковых отходов из ежегодно образованных предприятиями Кузбасского филиала ООО "Сибирская генерирующая компания" золошлаковых отходов; количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов (в рамках реализации федерального проекта "Чистая страна"); численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов; количество ликвидированных мест (свалок) несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; количество материалов для информирования населения по теме обращения с отходами производства и потребления |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Обеспечение роста доли направленных на обработку, обезвреживание и утилизацию твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов; обеспечение снижения доли твердых коммунальных отходов, направленных на захоронение, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; снижение затрат региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на транспортирование твердых коммунальных отходов за счет ввода в эксплуатацию станций перегрузки твердых коммунальных отходов; увеличение количества обустроенных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; снижение негативного воздействия на окружающую среду; обеспечение доступа граждан к информации в сфере обращения с отходами; увеличение количества ликвидированных несанкционированных свалок отходов в границах городов; увеличение численности населения, качество жизни которого улучшилось в связи с ликвидацией несанкционированных свалок отходов в границах городов; увеличение количества ликвидированных мест (свалок) несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; увеличение количества материалов для информирования населения по теме обращения с отходами производства и потребления |
В программе используются следующие термины и определения:
твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование ТКО в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;
региональный оператор по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
контейнерная площадка - место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;
контейнер - мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов;
бункер - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов;
место (свалка) несанкционированного размещения ТКО - место складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей;
несанкционированная свалка отходов - территория, используемая для размещения отходов производства и потребления, в том числе ТКО, но не предназначенная для размещения отходов, и (или) объект размещения отходов, не обустроенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не включенный в государственный реестр объектов размещения отходов и (или) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, для которых выполняется хотя бы одно из следующих условий: площадь указанных территорий и (или) объекта составляет более 10 кв. метров; объем размещения отходов производства и потребления на указанных территориях и (или) объекте составляет более 5 куб. метров;
негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
накопленный вред окружающей среде - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме;
золошлаковые отходы (далее - ЗШО) - твердые продукты, образуемые в результате сжигания угольного топлива на тепловых электростанциях (ТЭС), теплоэлектроцентралях (ТЭЦ) и котельных;
золошлаковый материал (далее - ЗШМ) - продукт комплексного термического преобразования горных пород и сжигания твердого топлива;
утилизация золошлаковых отходов - использование золошлаковых отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное их применение, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг).
По данным формы N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления", в 2021 году на территории Кемеровской области - Кузбасса образовалось 3 804 655,818 тыс. тонн отходов производства и потребления, из них: обработано - 254,723 тыс. тонн; утилизировано - 1 646 833,239 тыс. тонн.
Основной объем образовавшихся отходов приходится на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Их вклад в 2021 году составил 3 619 321,571 тыс. тонн, что составляет 95,1% от всего объема образованных отходов.
Основным источником образования ТКО является население Кемеровской области - Кузбасса, численность которого на 01.01.2022 составила 2604,272 тыс. человек. Ежегодно на территории Кузбасса образуется около 792 тыс. тонн ТКО, в том числе крупногабаритных отходов около 40 тыс. тонн.
Источники образования ТКО распределены по территории Кемеровской области - Кузбасса неравномерно. Большая часть источников расположена в городских округах и прилегающих к ним территориях.