Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Экономическое развитие городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы (с изменениями на 26 июля 2024 года)



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Южно-Сахалинск - центр деловой и инвестиционной активности Сахалинской области, обладает выгодным экономико-географическим положением, располагаясь в наиболее освоенной и климатически благоприятной части Сахалина. В связи с реализацией нефтегазовых проектов и освоением энергетических ресурсов сахалинского шельфа город Южно-Сахалинск является центром международного сотрудничества в области нефтедобывающей промышленности.


Естественными характерными преимуществами городского округа в сравнении с другими муниципальными образованиями Сахалинской области является высокая концентрация центрообразующих функций (общественно-деловых, финансовых, научных, информационных и др.). Отраслевое разнообразие и относительно высокая плотность объектов обслуживания при благоприятных условиях доступности обеспечивают высокий потенциальный спрос на услуги постоянного населения и гостей областного центра. Перечисленные преимущества делают Южно-Сахалинск привлекательным с точки зрения развития предпринимательства и инвестиционной деятельности. Вовлечение частных инвестиций в экономику городского округа, создание новых и развитие существующих предприятий малого и среднего бизнеса способствуют становлению прочной основы для устойчивого экономического развития. Развитие малых форм хозяйствования и реализация значительных инвестиционных проектов способствуют обеспечению занятости населения, увеличению налоговых поступлений, развитию конкуренции на рынке товаров, работ и услуг.


За последние пять лет положительная динамика объема инвестиций в основной капитал свидетельствует о стабильной тенденции развития реального сектора экономики (по статистическим данным показатель составил более 380 млрд. рублей).


Ежегодно возрастает роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии городского округа: по состоянию на 1 января 2023 года зарегистрировано более 14 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства; уровень безработицы составляет 0,2%; доля налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета составляет 20,8%.


В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" с 1 января 2020 года на территории Сахалинской области проводится эксперимент по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", за период реализации которого количество самозанятых граждан (без учета индивидуальных предпринимателей) в городском округе "Город Южно-Сахалинск" увеличилось в 3,5 раза.


Для эффективной реализации проектов, программ, повышения эффективности межведомственного взаимодействия при осуществлении участниками проектного управления совместной деятельности за счет использования единых подходов проектного управления в администрации города внедрена система проектного управления, механизмы и принципы бережливых технологий. Повышение эффективности процессов в работе позволяет устранять бюрократические барьеры для бизнеса.


В целях развития инвестиционного потенциала в границах Южно-Сахалинска созданы территории опережающего развития "Горный воздух" и "Южная" (ТОР). В рамках ТОР "Горный Воздух" и ТОР "Южная" реализуются инвестиционные проекты с участием 41 резидента. В 2022 году статус резидентов получили 6 компаний. Общий объем инвестиций по проектам составляет 50 млрд. рублей.


В городском округе создана необходимая нормативная правовая база, позволяющая заключать концессионные соглашения и соглашения о муниципально-частном партнерстве. Данные механизмы позволяют сочетать преимущества частной деятельности с возможностями эффективного государственного регулирования, что в условиях бюджетных ограничений позволяет обеспечить исполнение в полном объеме социально значимых и первоочередных инфраструктурных проектов.


В настоящее время на условиях концессии реализуются девять инвестиционных проектов.


Действующий институт проведения оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, позволяет исключать и ограничивать избыточные нормы, запреты и ограничения, препятствующие ведению бизнеса.


Анализ основных показателей развития малого и среднего предпринимательства и инвестиционного потенциала городского округа, опыт реализации муниципальных программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства и развитию инвестиционного потенциала позволяют выделить конкурентные преимущества, способствующие устойчивому экономическому развитию городского округа "Город Южно-Сахалинск", и отрицательные факторы, препятствующие его развитию.


К объективным конкурентным преимуществам городского округа "Город Южно-Сахалинск" относятся:


1. Инвестиционная привлекательность города Южно-Сахалинска как административного, промышленного, культурного и научно-делового центра Сахалинской области;


2. Выгодное транспортно-логистическое положение города Южно-Сахалинска, как крупнейшего транспортного узла Сахалинской области, включающего пересечение автодорог регионального значения, наличие железнодорожной станции и аэропорта, близость к морским портам;