ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2023 года N 398-п
О внесении изменения в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 декабря 2021 года N 594-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Современное здравоохранение"
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 августа 2021 года N 289-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета и Молодежного совета при Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол совместного заседания от 20 марта 2023 года N 13/1), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 декабря 2021 года N 594-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Современное здравоохранение" изменение, изложив приложение 6 в следующей редакции:
"Приложение 6
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 27 декабря 2021 года N 594-п
ПРОГРАММА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ГЕРИАТРИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ
Программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие системы оказания гериатрической медицинской помощи" (далее - Региональная программа, автономный округ) разработана в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) от 29 января 2016 года N 38н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2019 года N 242 "Об утверждении рекомендаций по повышению эффективности мероприятий региональных программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения".
Региональная программа направлена на совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения, включая развитие гериатрической медицинской помощи (далее - ГМП), в целях укрепления здоровья, увеличения периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения.
1.1. Цель и задачи Региональной программы
Целью Региональной программы является повышение доступности и качества оказания ГМП, а также рост удовлетворенности пациентов уровнем оказания ГМП.
Задачи Региональной программы:
совершенствование нормативно-правового регулирования организации оказания ГМП в автономном округе;
укрепление и развитие материально-технической базы действующих структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих ГМП;
развитие и совершенствование медицинской помощи пациентам, нуждающимся в ГМП в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях круглосуточного стационара, обеспечение преемственности и мультидисциплинарного подхода в оказании ГМП;
обеспечение исполнения врачами-специалистами, средним медицинским персоналом клинических рекомендаций и протоколов ведения пациентов, нуждающихся в ГМП, установленных в рубрикаторе клинических рекомендаций, размещенном на сайте http://cr.rosmiNzdrav.ru;
формирование системы внешнего и внутреннего контроля качества оказания ГМП;
внедрение информационных технологий в работу служб ГМП и их интеграция в систему медицинских организаций автономного округа;
внедрение и развитие практики применения телемедицинских технологий, разработка алгоритма дистанционного консультирования "врач-врач" на всех этапах оказания медицинской помощи;
обеспечение укомплектованности врачами, средним и младшим медицинским персоналом, прошедшим обучение по оказанию ГМП, медицинских организаций автономного округа и их структурных подразделений, оказывающих ГМП;
обеспечение граждан старшего поколения профилактическими осмотрами и диспансеризацией.
1.2. Основные целевые показатели эффективности реализации Региональной программы
В основе Региональной программы базируются основные направления федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
Таблица 1
Целевые показатели эффективности реализации Региональной программы
N | Наименование показателя | Базовое значение (2022 год) | Период, год | |
2023 | 2024 | |||
1. | Охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста на начало отчетного года, % | 54,5 | 65,3 | 70,0 |
2. | Доля граждан старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния с начала отчетного года по конец отчетного периода, % | 83,1 | 80,0 | 90,0 |
3. | Уровень госпитализации на геронтологические койки лиц старше 60 лет на 10 тыс. населения соответствующего возраста от общего числа граждан старше 60 лет на начало отчетного года, условная единица | 62,8 | 43,0 | 43,0 |
4. | Доля граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания, прошедших вакцинацию от пневмококковой инфекции, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста из группы риска, проживающих в организациях социального обслуживания, % | 95,5 | 95 | 95 |
Раздел II. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
2.1. Анализ демографической ситуации в автономном округе
По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), на 1 января 2023 года численность населения автономного округа составила 1 730 353 человека, в том числе старше трудоспособного возраста - 292 541 человек (16,9% от общего числа населения автономного округа).
За 3 года численность населения автономного округа увеличилась на 42,7 тыс. человек или на 2,5%, что обусловлено как миграционным, так и положительным естественным приростом. В 2022 году абсолютное число естественного прироста +7 904 человека (2021 год - 5 254 человека, 2020 год - 7 739 человек). Показатель естественного прироста составил 4,5 на 1 тыс. населения (2021 год - 3,1 на 1 тыс. населения, 2020 год - 4,7 на 1 тыс. населения).
Из всех субъектов Российской Федерации автономный округ занимает 11-е место по показателю рождаемости и 5-е место по показателю смертности от всех причин.
В автономном округе, как и в большинстве регионов Российской Федерации (далее - РФ), на протяжении 2020 - 2022 годов зарегистрировано снижение показателя рождаемости на 10,6%. В 2022 году в регионе родился 18 991 ребенок (2021 год - 19 683 ребенка, 2020 год - 20 598 детей). Показатель рождаемости в 2022 году составил 11,0 на 1 тыс. населения (2021 год - 11,6 на 1 тыс. населения, 2020 год - 12,3 на 1 тыс. населения).
Таблица 2
Показатели смертности в Российской Федерации, Уральском федеральном округе, автономном округе за 2020 - 2022 годы
Территория | Число умерших на 1 тыс. населения | ||
2020 год | 2021 год | 2022 год | |
Российская Федерация | 14,5 | 16,8 | 13,1 |
Уральский федеральный округ | 13,9 | 15,7 | 12,1 |
Автономный округ | 7,6 | 8,5 | 6,5 |
Уровень показателя смертности в автономном округе в 2 раза ниже уровня по Российской Федерации и Уральскому федеральному округу (далее - УФО).
Ведущими классами заболеваний в структуре общей смертности в 2022 году, как и в предыдущие годы, являются болезни системы кровообращения (39,3%), новообразования (19,5%), внешние причины (7,9%). На смертность от новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, приходится 5,7% в структуре общей смертности.
Таблица 3
Смертность в возрасте старше трудоспособного возраста по классам заболеваний на 100 000 населения соответствующего возраста и пола
Название классов | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Удельный вес в 2022 году по классам | Темп прироста/убыли к 2020 году в % (+/-) |
От всех причин | 3053,5 | 3423,3 | 2527,7 | 100,0% | -17,2 |
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни | 23,5 | 14,3 | 17,2 | 0,7% | -26,7 |
из них: туберкулез | 5,5 | 2,8 | 3,6 | -34,8 | |
Новообразования | 523,2 | 562,3 | 553,2 | 21,9% | 5,7 |
из них: злокачественные | 514,0 | 553,2 | 549,9 | 7,0 | |
Болезни системы кровообращения | 1168,2 | 1155,0 | 1078,7 | 42,7% | -7,7 |
из них: ишемические болезни сердца | 775,8 | 753,7 | 694,5 | -10,5 | |
цереброваскулярные болезни | 208,2 | 190,0 | 171,8 | -17,5 | |
Болезни органов дыхания | 255,9 | 210,6 | 98,3 | 3,9% | -61,6 |
Болезни органов пищеварения | 141,0 | 126,0 | 117,3 | 4,6% | -16,8 |
Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин | 116,8 | 83,3 | 56,3 | 2,2 | -51,8 |
COVID-19 | 267,7 | 830,3 | 196,6 | 7,8% | -26,6 |
Прочие классы заболеваний | 824,9 | 1271,8 | 410,0 | 16,2% | -50,3 |
За 2022 год смертность населения в возрасте старше трудоспособного возраста в автономном округе уменьшилась на 17,2% и составила 2527,7 на 100 тыс. населения соответствующего возраста.
Ведущими классами заболеваний в структуре общей смертности в возрасте старше трудоспособного возраста в 2022 году являются болезни системы кровообращения (42,7%), новообразования (21,9%), новая коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19 (7,8%), и болезни органов пищеварения (4,6%).
2.2. Первичная и общая заболеваемость населения
В 2022 году показатель общей заболеваемости населения автономного округа (таблица 4) увеличился по всем классам болезней на 4,3% и составил 1 890,6 на 1 тыс. населения (в 2021 году - 1 813,1; по УФО - 1 728,0; по РФ - 1 677,1 на 1 тыс. населения).
Увеличение общей и первичной заболеваемости обусловлено снятием большинства ограничительных мер по деятельности амбулаторно-поликлинических медицинских организаций в связи с распространением новая коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19 и, как следствие, увеличением количества обращений населения за получением медицинской помощи.
Таблица 4