Государственная программа определяет цель, задачи и приоритеты развития лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области на 2024 - 2030 годы.
Анализ текущего состояния лесного хозяйства Сахалинской области показывает, что в отрасли скопился ряд проблем, решение которых требует комплексного системного подхода.
Первым направлением в лесной политике региона является своевременное лесовосстановление. В Сахалинской области земли, нуждающиеся в лесовосстановлении, занимают 358,8 тыс. га (5,14% от общей площади земель лесного фонда региона). На большей части не покрытых лесной растительностью земель (209,2 тыс. га) возобновление леса проходит естественным путем или может быть обеспечено содействием естественному лесовосстановлению. На лесных участках, где естественное лесовосстановление хозяйственно ценными лесными древесными породами не может быть обеспечено, проводится искусственное лесовосстановление. Однако без выращивания качественного лесопосадочного материала развитие лесовосстановления невозможно. Для решения этой задачи необходима поддержка лесопитомнического хозяйства на территории области.
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 10.04.2024 N 102)
Вторым направлением в лесной политике региона является сохранение лесов и их охрана. Лесные пожары в Сахалинской области являются основной причиной потери лесных ресурсов. Тушение лесных пожаров осложняется горным рельефом местности, высокой природной горимостью лесов, сильными ветрами и отсутствием развитой дорожной сети. Создание и развитие эффективной системы мониторинга пожарной опасности и тушения лесных пожаров, предупреждение их распространения и возникновения, включая противопожарное обустройство лесов, являются основными направлениями реализации мероприятий по охране лесов от пожаров.
Сахалинская область относится к числу регионов с традиционно развитой охотничьей деятельностью. Площадь охотничьих угодий в регионе составляет 7534,7 тыс. га. В настоящее время большинство популяций охотничьих ресурсов находится в стабильном состоянии, за исключением диких копытных животных: благородного оленя, дикого северного оленя, лося. Современное поголовье изюбра составляет около 400 особей, в то время как во второй половине 90-х годов насчитывалось не менее 700 особей. Численность популяции дикого северного оленя составляет сейчас менее 2000 особей. Тенденция постоянного снижения поголовья этого вида сохраняется по настоящее время и остановить ее пока не удается.
Для сохранения и увеличения численности популяций этих видов животных необходимо принятие срочных неотложных мер государственного реагирования - борьба с браконьерством (проведение регулярных рейдов с привлечением необходимой техники и оборудования), а также выработка эффективной региональной государственной политики в области охоты. Задача области - сохранить традиционных для наших широт копытных в дикой природе для будущих поколений жителей области.
Невозможна деятельность по сохранению биологического разнообразия области без решения задач по развитию особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ). Сегодня на территории региона функционируют 53 ООПТ регионального значения, в том числе: 2 природных парка, 11 государственных природных заказников, 40 памятников природы. Все они нуждаются в государственной охране. Эту функцию осуществляет ГКУ "Сахалинские лесничества". Содержание штатной численности инспекторов, оснащение соответствующей материально-технической базой является гарантией эффективной регулярной рейдовой работы в целях пресечения браконьерской деятельности. Государственная охрана природных комплексов должна быть выведена на качественно новый уровень, соответствующий международным стандартам по сохранению биологического разнообразия.
Развитие лесного комплекса региона невозможно без укрепления кадрового потенциала. Сегодня в отрасли остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, которые обусловлены слабым развитием социального партнерства, низким, по сравнению с другими отраслями экономики, уровнем оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в профессиональной подготовке кадров. Кроме того, отмечается старение кадрового состава. В настоящее время руководители и специалисты лесного и охотничьего хозяйства в возрасте старше 50 лет составляют более половины кадрового состава. Область сталкивается с проблемой отсутствия высококвалифицированных кадров, осуществляющих ведение лесного и охотничьего хозяйства региона, в том числе с дефицитом руководящих работников. Решение этих проблем лежит в плоскости принятия продуманных управленческих решений, в сфере вложения финансовых средств в повышение и переподготовку специалистов лесного хозяйства, привлечения специалистов из других регионов страны, поднятия заработной платы работникам подведомственных агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области учреждений, повышения рентабельности предприятий лесного хозяйства, создания условий для нормальной работы специалистов.