1. Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены вопросы местного значения, реализация которых относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских и сельских поселений. Большая часть вопросов местного значения направлена на обеспечение населения необходимыми социальными услугами и формирование комфортной среды обитания человека.
Улучшение качества жизни населения невозможно без активного непосредственного участия населения в решении общественно значимых задач, стоящих перед органами власти и органами местного самоуправления, которое достигается в том числе путем создания организационных, правовых, финансовых условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и органов местного самоуправления.
В целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов на территории Костромской области реализуются проекты развития, основанные на общественных инициативах.
Местное самоуправление представляет собой действенный механизм реализации поставленной цели. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. По состоянию на 1 января 2023 года в Костромской области образовано 127 муниципальных образований, в том числе:
17 муниципальных районов;
6 муниципальных округов;
6 городских округов;
9 городских поселений;
89 сельских поселений.
Деятельность органов местного самоуправления оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие Костромской области в целом. Поэтому актуальными остаются вопросы законодательного регулирования объемов полномочий органов местного самоуправления, укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований, а также создания условий для обеспечения органов местного самоуправления специалистами с высоким уровнем квалификации.
В этой связи в сфере кадрового обеспечения в разряд первоочередных выдвигаются такие задачи, как подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов органов местного самоуправления, работа по формированию и профессиональному развитию резерва управленческих кадров.
Решение задач совершенствования государственного управления невозможно без активного вовлечения институтов гражданского общества. На сегодняшний день в Костромской области накоплен большой опыт по формированию механизма взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений, прежде всего, органов территориального общественного самоуправления и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Данные организации являются проводником обратной связи между населением и исполнительными органами Костромской области. При их помощи исполнительные органы Костромской области получают информацию об эффективности своих действий, сокращают разрыв между властью и обществом, снижают социальную напряженность.