Динамика индексов цен на рынке жилья в Костромской области в 2017-2022 годах, в процентах
Категория рынка жилья | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
Первичный рынок | 95,5 | 104,0 | 101,0 | 115,8 | 117,9 | 122,0 |
Вторичный рынок | 98,0 | 106,4 | 99,0 | 108,9 | 116,3 | 111,1 |
4. Рост стоимости строительства является одним из основных факторов увеличения цен на первичном рынке жилья.
5. В свою очередь, одной из причин увеличения стоимости строительства является удорожание строительно-монтажных работ, строительных материалов и конструкций, используемых строительными организациями для основного производства. Средний уровень инфляции в строительной отрасли по итогам 2022 года составил 13,3 процента. На это повлияли: рост цен на стройматериалы со второй половины 2021 года, изменение путей доставки стройматериалов и техники, ограничение доступа к их зарубежным аналогам на фоне увеличения спроса на строительные работы.
6. Основной задачей на пути снижения стоимости продажи жилья является стимулирование строительства стандартного жилья - строительство малоэтажных и многоквартирных жилых домов, отвечающих стандартам и требованиям, определенным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 апреля 2020 года N 237/пр "Об утверждении условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью".
7. Существенным фактором роста показателя ввода в эксплуатацию жилых домов стала активная реализация национального проекта "Жилье и городская среда" и федеральных проектов, входящих в его состав, в том числе реализация расселения аварийного жилья, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, развитие жилищно-строительной кооперации.
8. В 2021-2022 годах отмечается рост ипотечного кредитования, что стимулирует строительство жилья. За указанный период населению Костромской области выдано 16 306 ипотечных жилищных кредитов на сумму 30 991,0 млн. рублей.
9. По данным Центрального Банка Российской Федерации, за 2022 год на территории Костромской области средний уровень процентной ставки по ипотечному кредиту составил 11 процентов (ниже, чем в 2021 году на 3,47 процентных пункта), количество выданных ипотечных кредитов - 8 300 единиц, объем выданных ипотечных кредитов - 13 926,0 млн. рублей.
10. Государственная поддержка отдельных категорий граждан при приобретении ими жилых помещений также является фактором стимулирования спроса и предложения на рынке жилья. В настоящее время в Костромской области выполняются мероприятия по оказанию государственной поддержки (в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством) молодым и многодетным семьям, позволяющие также использовать предоставленные средства для погашения взятых ипотечных кредитов.
11. В 2022 году мерами государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (выделение средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий) воспользовались 2 706 семей.
12. На территории Костромской области осуществляется реализация мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". В 2021 году была утверждена ведомственная целевая программа Костромской области "Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на 2022-2024 годы" (постановление департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 8 октября 2021 года N 15-НП "О ведомственной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на 2022-2024 годы" (далее - ведомственная целевая программа).
(в ред. постановления администрации Костромской области от 29.07.2024 N 265-а)
13. Участниками ведомственной целевой программы в 2022 году стали 65 молодых семей из 19 муниципальных образований Костромской области, которым предоставлены социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Основной проблемой в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей является недостаточный объем государственной поддержки из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. Объем субсидии из федерального бюджета, выделяемой субъектам Российской Федерации (в частности Костромской области), не превышает 10 процентов от потребности.
По причине отсутствия достаточного объема финансирования из федерального бюджета большая часть молодых семей, имеющих право на улучшение жилищных условий, по достижении возраста 36 лет потеряют право на получение мер государственной поддержки, так и не получив социальную выплату.