(с изменениями на 25 декабря 2023 года)
(в ред. постановления администрации Костромской области от 25.12.2023 N 601-а)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 26 июня 2023 года N 260-а "О системе управления государственными программами Костромской области" администрация Костромской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Костромской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Костромской области".
2. Признать утратившими силу:
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ
Утверждена
постановлением
администрации
Костромской области
от 31 июля 2023 г. N 336-а
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. постановления администрации Костромской области от 25.12.2023 N 601-а)
1. В современных условиях инновационного развития и модернизации экономики, нарастающего дефицита энергоносителей и роста их стоимости энергосбережение и повышение энергетической эффективности играют ключевую роль в обеспечении топливно-энергетическими ресурсами потребителей региона.
2. Годовой отпуск электроэнергии потребителям Костромской области составляет около 3,7 млрд. киловатт-часов в год, тепловой энергии - 4,4 млн. Гкал. Годовое потребление всех видов топлива областью составляет более 3,6 млн. тонн условного топлива.
3. В настоящее время на территории Костромской области реализуется 10 концессионных соглашений в отношении 2 190 объектов жилищно-коммунального хозяйства на общий объем инвестиций (в том числе плата концедента) в размере 1 448,39 млн. рублей.
4. Реализация задач ввода новых мощностей и реконструкции энергообъектов должна выполняться с учетом широкого внедрения современного оборудования, материалов и новых энергосберегающих технологий. Котельные установки с коэффициентом полезного действия 95%, предизолированные трубы, электродвигатели с частотно-регулируемым приводом, энергосберегающие лампы и светильники - вот лишь малая часть предлагаемого современного оборудования.
5. Основная часть теплоисточников Костромской области (73,8%) работает на твердом виде топлива. На газообразном и жидком топливе работают 18,3 и 0,4% источников теплоснабжения соответственно. На других видах топлива (электроэнергия, отходы деревообработки) работают 7,5%.
6. Не последнюю роль в осуществлении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности играет в Костромской области НКО "Костромской фонд энергосбережения", осуществляющий свою деятельность с 1997 года. Источником финансирования НКО "Костромской фонд энергосбережения" являются отчисления предприятий топливно-энергетического комплекса Костромской области, а реализуемые мероприятия направлены на проведение энергосберегающей политики в регионе, внедрение современных энергосберегающих технологий и модернизацию объектов энергетики Костромской области. С 2014 по 2022 годы НКО "Костромской фонд энергосбережения" реализовано мероприятий на общую сумму 114,0 млн. рублей, ежегодный экономический эффект от реализованных мероприятий составляет 19,0 млн. рублей.
7. Высокие затраты на топливо при ограничении роста тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будут снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной альтернативой является повышение энергоэффективности.
8. Повышение надежности теплоснабжения потребителей имеет важное социальное значение, так как технические ограничения на подключение к сетям теплоснабжения сдерживают жилищное и промышленное строительство, снижают инвестиционную привлекательность городов и населенных пунктов Костромской области.
9. Основными проблемами теплоэнергетики Костромской области являются:
1) значительные сверхнормативные потери теплоносителя - 15,4% (на отдельных объектах - до 45%);
2) наличие большого количества технологических нарушений - в среднем до 47 повреждений на 100 км тепловых сетей;
3) коэффициент полезного действия энергетического оборудования составляет не выше 55%, что на 25% ниже современных энергоустановок;
4) низкий уровень коммерческого учета выработки тепловой энергии - 10,4%;
5) значительный физический и моральный износ технологического оборудования - до 55%;
6) отсутствие инвесторов в связи с рисками, обусловленными отсутствием механизмов возвратности инвестиций.
10. Высокое удельное потребление топливно-энергетических ресурсов учреждениями бюджетной сферы Костромской области приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, а также оказывает прямое влияние на соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований на объектах социального назначения.
Вместе с тем проблемой при реализации в регионе мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности остается недостаточный уровень целевого финансирования бюджетной сферы и низкий уровень привлечения внебюджетных средств организациями, на низком уровне используется механизм энергосервисного контракта (договора) и концессионных соглашений.
11. В секторе жилищного фонда, в котором потребляется около 20% электроэнергии и природного газа, сосредоточен существенный потенциал энергосбережения. Вместе с тем в связи с инертностью данного сектора и сложностью принятия коллективных решений собственниками жилых помещений реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде происходит довольно медленно. Наиболее заинтересованными сторонами в процессах энергосбережения в многоквартирном жилищном фонде могут выступать товарищества собственников жилья и профессиональные жилищные управляющие организации.
12. Требуется активизировать работу по сокращению безучетного отпуска энергоресурсов и воды в многоквартирных домах путем установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета. В настоящее время обязанность по установке коллективных приборов учета возложена на ресурсоснабжающие организации.
13. По состоянию на конец 2022 года, оснащенность многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета составляет: тепловой энергии - 2 738 единиц из 3 724 единиц, или 73,5%; горячего водоснабжения - 1 077 единиц из 1 662 единиц, или 64,8%; холодного водоснабжения - 2 534 единицы из 4 031 единицы, или 62,9%; электрической энергии - 5 387 единиц из 5 403 единиц, или 99,7%.
14. Помимо вышеперечисленного, при формировании программ энергосбережения регионального, муниципального уровней и на уровне бюджетных учреждений необходимо учитывать сроки, объемы работ и финансирования мероприятий по газификации, которые приводят к снижению затрат на потребляемые тепловые энергоресурсы (до 50%).
15. Нерешенным остается вопрос эксплуатации существующих твердотопливных котельных на угле, дровах и иных неэкономичных видах топлива при проводимой газификации и неполном согласии собственников жилищного фонда на переход на индивидуальное газовое отопление или установку котлов наружного размещения.
16. В целях снижения использования привозных видов топлива, модернизации и повышения надежности систем теплоснабжения Костромской области, в рамках реализации государственной программы Костромской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Костромской области" (далее - Государственная программа) и муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности активно проводятся мероприятия по переводу угольных котельных на пеллетные котлы и котлы на отходах деревообрабатывающей промышленности.
По состоянию на 1 января 2021 года на территории Костромской области действовала 151 котельная, работающая на угле/мазуте.
За период 2021-2022 годов осуществлен перевод 45 котельных региона на биотопливо и природный газ, общий объем финансирования составил более 70,0 млн. рублей.
По итогам проведенных мероприятий (по переводу котельных на биотопливо и газ) на территории Костромской области по состоянию на 1 января 2023 года насчитывается 106 угольных котельных.
17. Анализ финансово-экономической деятельности теплоснабжающих организаций показал, что в условиях существующих нормативов потребления тепловой энергии и тарифных ограничений централизованное теплоснабжение малоэтажной застройки, в первую очередь, индивидуального жилищного фонда, для теплоснабжающих организаций экономически невыгодно.
18. В целях повышения эффективности работы системы теплоснабжения необходимо осуществлять перевод индивидуального и малоэтажного (до трех этажей включительно) жилищного фонда области с централизованного теплоснабжения на индивидуальное отопление.
19. Перевод на индивидуальное отопление предполагается осуществлять в соответствии с утвержденными схемами теплоснабжения муниципальных образований при относительно отдаленном нахождении потребителей от источника тепловой энергии путем установки (монтажа, подключения) индивидуальных (наружного и внутреннего размещения) отопительных котлов (преимущественно газовых) в следующих случаях:
газификация населенного пункта;
модернизация системы теплоснабжения населенного пункта;
если потребителями тепла являются учреждения, организации и при этом к источнику теплоснабжения подключено несколько индивидуальных потребителей;
банкротство предприятия, осуществляющего эксплуатацию системы теплоснабжения, или вывод собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации в соответствии с Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2023 года N 1130 "Об утверждении Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и пункта 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 86";
(в ред. постановления администрации Костромской области от 25.12.2023 N 601-а)