На 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов приоритеты в области налоговой политики Республики Саха (Якутия) будут направлены на создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, с одной стороны, и поддержание темпов социально-экономического роста, с другой.
В связи с принятием Закона Республики Саха (Якутия) "О территориях развития местного производства в Республике Саха (Якутия)", предусматривающего стимулирование предпринимательской инициативы в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в целях создания и повышения комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения, с 1 января 2024 года в качестве мер налоговой поддержки для резидентов территорий развития местного производства Республики Саха (Якутия) планируется установление следующих налоговых преференций:
пониженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения, в том числе на первые пять лет с момента получения соответствующего статуса - минимально возможные размеры ставок, на следующие пять лет - средние значения ставок в размере три процента и 7,5 процента соответственно;
пониженные ставки по единому сельскохозяйственному налогу по аналогии с размерами ставок, предлагаемых к установлению по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения доходы, т.е. на первые пять лет - один процент, на следующие пять лет - три процента;
освобождение от уплаты транспортного налога на пять лет с момента получения соответствующего статуса.
В целях активизации инвестиционной деятельности в производственных и инфраструктурных отраслях предусматривается введение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в отношении инвестиций в основные средства для организаций, реализующих инвестиционные проекты в таких сферах экономики, как:
сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, при этом инвестиционный проект должен быть связан с деятельностью по производству, первичной и (или) последующей (промышленной) переработке сельскохозяйственной продукции и направлен на создание (строительство) либо реконструкцию и (или) модернизацию объектов недвижимого имущества, в том числе оснащение оборудованием, необходимым для осуществления соответствующей деятельности, или модернизацию такого оборудования;
обрабатывающее производство, при этом инвестиционный проект должен быть направлен на осуществление определенной на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупности видов экономической деятельности, относящихся к обрабатывающему производству (за исключением видов деятельности, относящихся к сфере пищевой и перерабатывающей промышленности, производства кокса и нефтепродуктов), в том числе на создание (строительство) либо реконструкцию и (или) модернизацию объектов недвижимого имущества, оснащение оборудованием, необходимым для осуществления обрабатывающего производства, или модернизацию такого оборудования;
общественный транспорт, при этом инвестиционный проект должен быть направлен на создание либо реконструкцию и (или) модернизацию всех видов транспорта общего пользования (за исключением легковых такси), используемого для осуществления перевозок пассажиров и багажа, создание (строительство) либо реконструкцию и (или) модернизацию объектов транспортной инфраструктуры, в том числе находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", необходимых для эксплуатации соответствующего вида транспорта общего пользования;
цифровая экономика, при этом инвестиционный проект должен быть направлен на создание (строительство) либо реконструкцию и (или) модернизацию объектов инфраструктуры, предназначенных для передачи, обработки и хранения данных с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
туризм, при этом инвестиционный проект должен быть направлен на создание (строительство) либо реконструкцию и (или) модернизацию гостиниц и иных средств размещения, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, многофункциональных комплексов, предусматривающих номерной фонд гостиниц и иных средств размещения и (или) санаторно-курортных организаций, а также спортивно-оздоровительных комплексов, в том числе на оснащение оборудованием, необходимым для функционирования объектов туристской индустрии, или модернизацию такого оборудования.
Планируется определение на 2024 - 2026 годы размера регионального коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, применяемого при определении фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемому иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на основании патента.
Будут сохранены подходы к установлению новых налоговых льгот только при условии положительной оценки их эффективности. Также будет продолжена оптимизация неэффективных налоговых льгот.
В 2024 году сальдированный финансовый результат отраслей экономики республики по базовому варианту прогнозируется в 333,4 млрд рублей с ростом на 10,5 процента к 2023 году за счет предприятий добычи полезных ископаемых (рост на 10,9 процента) и обрабатывающих производств (рост в 2 раза). По целевому варианту сальдированный финансовый результат прогнозируется в 390,9 млрд рублей с ростом на 29,5 процента к 2023 году за счет предприятий добычи полезных ископаемых (рост на 29,5 процента) и обрабатывающих производств (рост в 2,2 раза).