Внести в Региональную программу по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике на 2023 - 2027 годы, утвержденную постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 апреля 2023 года N 270 "Об утверждении Региональной программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике на 2023 - 2027 годы", изменение, изложив ее в редакции согласно приложению.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Я.В.СЕМЕНОВ
"Утверждена
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 28 апреля 2023 г. N 270
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2023 - 2027 ГОДЫ
Наименование программы | Региональная программа по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике на 2023 - 2027 годы (далее - Региональная программа) |
Дата принятия решения о разработке Региональной программы | 12 декабря 2022 года |
Ответственный исполнитель Региональной программы | Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики |
Соисполнители Региональной программы | органы местного самоуправления в Удмуртской Республике |
Участники Региональной программы | ресурсоснабжающие организации Удмуртской Республики (по согласованию), органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию) |
Цели Региональной программы | повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Удмуртской Республики |
Задачи Региональной программы | повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Удмуртской Республики посредством модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе капитального ремонта линейных объектов |
Целевые показатели Региональной программы | 1) увеличение численности населения, для которого улучшится качество коммунальных услуг, до 2027 года на 23470 человек; 2) увеличение протяженности замены инженерных сетей до 2027 года на 190,38 км; 3) снижение аварийности коммунальной инфраструктуры до 2027 года на 12,0%. По показателям, указанным в пунктах 1 и 2, на 2025 - 2027 годы (средства на данный период не распределены, объекты отсутствуют) устанавливаются значения по итогам 2024 года, по показателю, указанному в пункте 3, на 2025 - 2027 годы устанавливается прогнозный показатель. Показатели по всем пунктам с 2025 по 2027 годы определяются по доведению лимитов финансовой поддержки публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) |
Этапы и сроки реализации Региональной программы | 2023 - 2027 годы. Региональная программа реализуется в два этапа: 1 этап: 2023 - 2024 годы; 2 этап: 2025 - 2027 годы |
Объемы и источники финансирования Региональной программы | финансирование мероприятий Региональной программы планируется осуществлять за счет финансовой поддержки Фонда, бюджета Удмуртской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общий объем финансирования Региональной программы - 1575902350,00 рубля <*>, в том числе: за счет финансовой поддержки Фонда - 1059800000,00 рубля <*>, в том числе по годам: 2023 год - 244600000,00 рубля <*>; 2024 год - 815200000,00 рубля <*>; 2025 год - 0,00 рубля <*>; 2026 год - 0,00 рубля <*>; 2027 год - 0,00 рубля <*>; из бюджета Удмуртской Республики - 211719220,00 рубля <*>, в том числе по годам: 2023 год - 64108290,00 рубля <*>; 2024 год - 147610930,00 рубля <*>; 2025 год - 0,00 рубля <*>; 2026 год - 0,00 рубля <*>; 2027 год - 0,00 рубля <*>; за счет средств бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике - 63680,00 рубля <*>, в том числе по годам: 2023 год - 19260, 00 рубля <*>; 2024 год - 44420,00 рубля <*>; 2025 год - 0,00 рубля <*>; 2026 год - 0,00 рубля <*>; 2027 год - 0,00 рубля <*>; за счет внебюджетных источников (средства участника Региональной программы) - 304319450,00 рубля <*>, в том числе по годам: 2023 год - 55277540,00 рубля <*>; 2024 год - 249041910,00 рубля <*>; 2025 год - 0,00 рубля <*>; 2026 год - 0,00 рубля <*>; 2027 год - 0,00 рубля <*> |
Ожидаемые результаты реализации Региональной программы | 1) численность населения Удмуртской Республики, для которого улучшено качество предоставляемых коммунальных услуг, к 2027 году - 23470 чел.; 2) протяженность замененных инженерных сетей к 2027 году - 190,38 км; 3) снижение аварийности коммунальной инфраструктуры к 2027 году - до 12,0% |
<*> Справочная информация о предполагаемых объемах средств не является расходным обязательством. Объем финансирования на 2023 - 2027 годы предусматривается отдельным распоряжением или постановлением Правительства Удмуртской Республики. Расчетные показатели будут пересматриваться в процессе реализации Региональной программы на каждый год |
Удмуртская Республика - регион Приволжского федерального округа с развитой промышленностью и многоотраслевым коммунальным комплексом.
Площадь Удмуртской Республики составляет 42,1 тыс. кв. км. Численность населения по итогам Всероссийской переписи населения 2020 года составляет 1452914 человек. Около 68% жителей республики проживают в городах. Всего в Удмуртской Республике в настоящее время 5 городов республиканского значения и 25 муниципальных округов, 11 поселков городского типа, 262 села.
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики включает ресурсоснабжающие организации и организации коммунального комплекса, в том числе:
в сфере теплоснабжения - 142 организации, из них 128 (90%) частной формы собственности, 14 (10%) муниципальной формы собственности;
в сфере водоснабжения и водоотведения - 153 организации, из них 134 (88%) частной формы собственности, 19 (12%) муниципальной формы собственности.
По информации, полученной в ходе инвентаризации объектов жилищно-коммунального хозяйства за 2021 год, на территории Удмуртской Республики расположены объекты системы водоснабжения:
2378 водозаборов, процент износа - 72,96%;
59 станций водоподготовки, процент износа - 71,38%;
181 водонасосный объект, процент износа - 59,91%;
6222,56 км сетей водоснабжения, процент износа - 78,49%;
объекты системы водоотведения:
34 очистных сооружения канализации, процент износа - 79,80%;
195 канализационных насосных станций, процент износа - 66,33%;
2447,06 км сетей водоотведения, процент износа - 79,56%;
объекты системы теплоснабжения и горячего водоснабжения:
963 источника тепловой энергии, процент износа - 50,97%;
1937,0 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении (в том числе бесхозяйных - 18,34 км), процент износа - 36,7%.
Техническое состояние объектов коммунальной инфраструктуры Удмуртской Республики характеризуется высоким уровнем износа основных производственных фондов, в том числе транспортных коммуникаций и энергетического оборудования; высокими потерями энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия; высокой себестоимостью производства коммунальных ресурсов из-за сверхнормативных потерь. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры в регионе составляет порядка 65%.
На сегодняшний день остро стоит вопрос о необходимости повышения качества и надежности предоставляемых коммунальных услуг и увеличения перспективной производительности систем коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике.
Ввиду ограниченности лимитов финансирования наметилась тенденция увеличения износа основных фондов жилищно-коммунального комплекса, соответственно, растет количество инцидентов и аварий в системах тепло- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
Устаревшая коммунальная инфраструктура большинства населенных пунктов не позволяет обеспечивать выполнение современных экологических требований и требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов.
Население республики не обеспечено централизованными системами водоснабжения и водоотведения в полном объеме. В то же время часть функционирующей инфраструктуры систем водоснабжения и водоотведения не отвечает актуальным требованиям санитарной надежности и эпидемической безопасности.
Здоровье и качество жизни населения в большей мере определяется доступностью и качеством питьевой воды. Кризисная ситуация, сложившаяся в области питьевого водоснабжения, обусловлена неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, недостатком мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения, неустойчивым финансовым состоянием организаций коммунального комплекса, а также несовершенством нормативной правовой базы и экономических механизмов в сфере водопользования.
Также на территории республики существует необходимость в строительстве и реконструкции систем водоотведения. В большинстве муниципальных образований комплекс очистных сооружений отсутствует. При этом существующие системы водоотведения находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, так как эксплуатируются без проведения реконструкции в течение 20 - 30 лет (износ порядка 79,5%).
Муниципальные образования получают предписания прокуратуры Удмуртской Республики и решения судов о проведении в кратчайшие сроки реконструкции (строительства) систем водоотведения. Неисполнение предписаний влечет за собой дополнительную нагрузку на местные бюджеты в части уплаты штрафов.
Существенной проблемой остается отсутствие финансирования из федерального бюджета на разработку проектно-сметной документации, а также отсутствие на федеральном уровне государственных программ по строительству и реконструкции очистных сооружений.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в республике отвечает стратегическим интересам региона и позволит:
обеспечить более комфортные условия проживания населения путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;
улучшить экологическое состояние на территории республики.
Основные мероприятия представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в республике.
Для повышения качества предоставления коммунальных услуг, повышения экономичности работы основного и вспомогательного оборудования источников теплоснабжения, снижения износа основных фондов и эффективности использования ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с применением энергоэффективных технологий.
Реализация мероприятий осуществляется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - Минстрой УР) совместно с предприятиями коммунального комплекса республики по следующим направлениям:
улучшение качества предоставляемых потребителям жилищно-коммунальных услуг;
капитальный ремонт линейных объектов теплоснабжения;
модернизация (реконструкция) объектов теплоснабжения с высокой степенью износа;
обеспечение безаварийной, бесперебойной работы, а также повышение надежности функционирования систем теплоснабжения;
расширение практики применения энергосберегающих технологий и повышение энергоэффективности на объектах теплоснабжения;