(с изменениями на 27 декабря 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22.11.2023 N 514, от 27.12.2023 N 621)
Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания" согласно приложению 1 к настоящему Постановлению.
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2023 N 621)
2. Внести в Перечень государственных программ Республики Северная Осетия-Алания, утвержденный Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 3 августа 2022 года N 366 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Северная Осетия-Алания", изменение, изложив пункт 1 в следующей редакции:
"
1 | Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания "Обеспечение доступными и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания" на 2023 - 2025 годы | Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания |
".
3. Признать утратившими силу некоторые правовые акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания и отдельные их положения согласно приложению 2 к настоящему Постановлению.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Б.ДЖАНАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ"
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2023 N 621)
Республика Северная Осетия-Алания относится к регионам Российской Федерации с наибольшей обеспеченностью жильем в расчете на одного человека - 30,2 кв. метра, согласно официальным данным государственной статистики за 2021 год. Данный показатель в республике превышает средние значения показателя как по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, так и по Российской Федерации в целом.
Жилищный фонд Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на 1 января 2022 года составляет 20 796,7 тыс. кв. метров, со следующей структурой:
муниципальный жилищный фонд - 284,5 тыс. кв. метров,
государственный - 131,2 тыс. кв. метров,
частный - 20 381,0 тыс. кв. метров.
В рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" на территории Республики Северная Осетия-Алания за 2019 - 2021 годы введено в эксплуатацию 790,2 тыс. кв. метров общей площади жилья. Среднегодовой ввод жилья за указанный период составил 263,4 тыс. кв. метров. Большая часть жилых зданий строилась в городе Владикавказе.
Из 790,2 тыс. кв. метров общей площади жилья, введенной в 2019 - 2021 годах, на долю г. Владикавказа приходится 503,7 тыс. кв. метров, или 63,7%.
Результаты свидетельствуют о том, что платежеспособная часть населения республики стремится приобрести жилые помещения в г. Владикавказе и не вкладывает средства в строительство жилья по месту жительства.
Вместе с тем дальнейшее развитие массового жилищного строительства в г. Владикавказ сопряжено с крайне ограниченным количеством земельных участков, которые могут быть в дальнейшем использованы под жилищное строительство.
В других муниципальных образованиях республики массовое жилищное строительство не ведется из-за отсутствия на него спроса, а строительство в ограниченных объемах малоэтажного жилья (до 3 этажей) осуществляется в рамках ликвидации аварийного жилья и за счет индивидуальных застройщиков (домохозяйств).
В муниципальных районах республики удельные показатели ежегодно вводимого в эксплуатацию жилья за 2019 - 2021 годы колеблются от 1,4% (Дигорский район) до 12,1% (Пригородный район) от совокупного объема введенного в республике жилья.
Стимулирование массового жилищного строительства в муниципальных районах республики возможно только при условии экономического развития муниципальных образований (территорий), создания на местах социальной инфраструктуры и дополнительных рабочих мест, что будет способствовать притоку экономически активной части населения и росту спроса на жилье.
Несмотря на рост общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя, из-за сложившейся высокой стоимости 1 кв. метра жилья по-прежнему актуальной остается задача, связанная с обеспечением доступности жилья для семей со средним и низким уровнем доходов.
В этой связи одним из основных направлений является строительство стандартного жилья в целях повышения доступности жилья для граждан.
Потенциал строительного производства в республике, несмотря на высокую степень износа основных фондов в строительстве и промышленности строительных материалов, позволяет выполнять обязательства по строительству объектов, хотя и ощущается нехватка современных строительных материалов, изделий и конструкций, которая покрывается завозом из-за пределов республики.
Наиболее существенными проблемами, сдерживающими развитие строительной отрасли в республике, являются:
недостаток инвестиций, связанный с низким рейтингом инвестиционной привлекательности республики;
отсутствие обеспеченных объектами коммунальной инфраструктуры участков для строительства и развития предприятий строительных материалов;
нехватка квалифицированного управленческого и производственного персонала, способного формировать коммерциализацию предложений для привлечения инвестиций;
дотационность республиканского бюджета;
высокая степень износа основных фондов предприятий;
высокая стоимость технологического присоединения к электрическим, газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения, длительность процедуры присоединения к ним;
недостаточное обеспечение потребности Республики Северная Осетия-Алания в основных видах современных строительных материалов;
ограниченная доступность для населения ипотечных жилищных кредитов из-за высоких банковских процентных ставок по кредитам;
отсутствие информации о земельных участках, неиспользуемых или используемых неэффективно, для последующего вовлечения их в экономический оборот (прежде всего в целях жилищного строительства), в том числе путем передачи изъятых земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в распоряжение Республики Северная Осетия-Алания;
невысокие доходы населения и высокая рыночная стоимость жилья, что делает недоступным или малодоступным его приобретение с помощью собственных и заемных средств.
Стимулирование спроса на жилье обеспечено развитием рынка ипотечного жилищного кредитования, существенную роль в котором сыграл единый институт развития в жилищной сфере - акционерное общество "ДОМ.РФ". Благодаря деятельности этого акционерного общества банками получен доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения. Следует также отметить, что в 2020 году в целях поддержки жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования граждан в условиях ухудшения макроэкономической ситуации из-за пандемии была запущена программа предоставления гражданам ипотечных жилищных кредитов (займов) по льготным ставкам для приобретения ими жилья в новостройках.
В период массового жилищного строительства в Республике Северная Осетия-Алания установлены факты недобросовестного исполнения застройщиками своих обязательств по строительству многоквартирных домов и передаче объектов долевого строительства в них гражданам - участникам долевого строительства, денежные средства которых были привлечены застройщиками для строительства указанных многоквартирных домов.
Так, на конец 2021 года на территории Республики Северная Осетия-Алания находилось 6 многоквартирных жилых домов, включенных в единый реестр проблемных объектов, общей жилой площадью 52 тыс. кв. метров.
В целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, в 2017 году в Российской Федерации была создана публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (в настоящее время - Фонд развития территорий). За 2018 - 2021 годы публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" были приняты решения о восстановлении прав граждан - участников долевого строительства по трем проблемным многоквартирным домам, расположенным на территории Республики Северная Осетия-Алания. В результате реализации указанных решений на конец 2021 года по одному из указанных трех многоквартирных домов Фондом развития территорий осуществлены компенсационные выплаты пострадавшим гражданам - участникам долевого строительства, в связи с чем жилой дом был исключен из реестра проблемных объектов.
Программой предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания субсидий публично-правовой компании "Фонд развития территорий" в целях урегулирования обязательств застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных домов на территории Республики Северная Осетия-Алания и признанных банкротами, перед участниками долевого строительства.
В целях полного исключения возможности появления новых обманутых граждан - участников долевого строительства в 2020 году в Российской Федерации проведена масштабная реформа долевого строительства и осуществлен переход на привлечение средств граждан для финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу.
По состоянию на 1 октября 2022 года в Республике Северная Осетия-Алания реализуются 14 проектов многоквартирного жилищного строительства общей площадью 157,7 тыс. кв. метров с использованием счетов эскроу, что составляет 52 процента всего жилья, строящегося в республике в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Одной из острых социальных проблем остается в республике проблема обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 2021 году оказаны меры государственной поддержки на улучшение жилищных условий 386 семьям отдельных категорий граждан на общую сумму 959 359,447 тыс. рублей, в том числе:
участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших участников Великой Отечественной войны;
инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, вставшим на жилищный учет до 2005 года;
ветеранам боевых действий, вставшим на жилищный учет до 2005 года;