ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 июля 2023 года N 145-рп


О региональной программе Омской области (плане мероприятий) по обеспечению государственной системы здравоохранения Омской области медицинскими кадрами на 2023 - 2025 годы

(с изменениями на 7 декабря 2023 года)

(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 07.12.2023 N 281-рп)




1. Утвердить прилагаемую региональную программу Омской области (план мероприятий) по обеспечению государственной системы здравоохранения Омской области медицинскими кадрами на 2023 - 2025 годы (далее - Программа).


2. Органам исполнительной власти Омской области, указанным в Программе:


1) обеспечить выполнение мероприятий Программы;


2) представлять в Министерство здравоохранения Омской области информацию о ходе реализации мероприятий Программы 1 раз в полугодие, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области:


1) принять участие в реализации мероприятий Программы;


2) представлять в Министерство здравоохранения Омской области информацию о ходе реализации мероприятий Программы 1 раз в полугодие, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Омской области, Министра труда и социального развития Омской области В.В. Куприянова.



Временно исполняющий обязанности
Губернатора Омской области,
Председателя Правительства
Омской области
В.П.Хоценко



Приложение
к распоряжению Правительства Омской области
от 13 июля 2023 г. N 145-рп



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
 (план мероприятий) по обеспечению государственной системы здравоохранения Омской области медицинскими кадрами на 2023 - 2025 годы (далее - Программа)

(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 07.12.2023 N 281-рп)




I. Общие положения


1. В Омской области длительное время сохраняется недостаточная обеспеченность государственных учреждений здравоохранения Омской области (далее соответственно - ГУЗОО, учреждения здравоохранения) врачами и средними медицинскими работниками (далее соответственно - медицинские работники, медицинские кадры), а также неравномерное распределение медицинских работников по ГУЗОО на территории Омской области, что в настоящее время характеризуется:


1) недостаточным приростом численности медицинских работников в ГУЗОО;


2) недостаточным восполнением оттока медицинских кадров в ГУЗОО за счет молодых специалистов, в том числе завершивших обучение по образовательным программам медицинского образования по договорам о целевом обучении;


3) наличием кадрового дисбаланса показателей обеспеченности медицинскими работниками в ГУЗОО на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области в сравнении с ГУЗОО на территории муниципальных районов Омской области и др.


2. Программа подготовлена для систематизации и выработки новых мер по поэтапному снижению дефицита медицинских работников в ГУЗОО к 2025 году, включает в себя оценку кадрового потенциала ГУЗОО, действующий пакет мер, направленных на привлечение в ГУЗОО и удержание на рабочих местах медицинских работников (далее - пакет мер), и новые мероприятия, способствующие повышению обеспеченности медицинскими работниками государственной системы здравоохранения Омской области.


3. Сроки реализации Программы: 2023 - 2025 годы.


4. Ответственный исполнитель Программы: Министерство здравоохранения Омской области (далее - Минздрав).


5. Соисполнителями Программы являются:


1) Министерство имущественных отношений Омской области;


2) Министерство образования Омской области;


3) Министерство строительства Омской области;


4) Министерство труда и социального развития Омской области;


5) Администрация города Омска (по согласованию);


6) органы местного самоуправления муниципальных районов Омской области (далее - ОМСУ) (по согласованию);


7) ГУЗОО;


8) бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области "Медицинский колледж" (далее - Медицинский колледж);


9) структурное подразделение среднего профессионального образования "Омское медицинское училище железнодорожного транспорта" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный университет путей сообщения" (далее - Медицинское училище) (по согласованию);


10) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Омский медицинский университет) (по согласованию);


11) бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Омской области "Центр повышения квалификации работников здравоохранения" (далее - ЦПК);


12) бюджетное учреждение Омской области "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" (далее - Центр профориентации);


13) общественные организации (по согласованию).



II. Цель и задачи Программы


6. Целью Программы является выработка комплекса мер, влияющих на сокращение дефицита медицинских работников в ГУЗОО.


7. Задачи Программы:


1) анализ кадровой ситуации в государственной системе здравоохранения Омской области;


2) определение перечня основных факторов, влияющих на дефицит медицинских работников в ГУЗОО;


3) формирование комплекса мероприятий по повышению обеспеченности медицинскими кадрами ГУЗОО с учетом анализа сложившейся кадровой ситуации и действующего пакета мер.



III. Оценка кадровой ситуации в ГУЗОО


8. На основании данных формы N 30 годового статистического отчета за 2022 год в 109 ГУЗОО, клинике Омского медицинского университета работает 40 107 человек, из них - 7 187 врачей (в ГУЗОО - 7 179 врачей), 16 588 работников со средним профессиональным медицинским образованием (в ГУЗОО - 16 572 работника).


Обеспеченность населения Омской области врачами составляет 38,2 на 10 тыс. населения. Обеспеченность населения Омской области средним медицинским персоналом составляет 88,3 на 10 тыс. населения.


Укомплектованность медицинскими работниками в целом по ГУЗОО с учетом совместительства составила: врачами - 90,6%, специалистами со средним профессиональным медицинским образованием - 93,6%.


9. Недостаточный уровень укомплектованности учреждений здравоохранения медицинскими кадрами связан преимущественно с уровнем оттока медицинских работников из ГУЗОО, не компенсируемым в полном объеме за счет источников пополнения медицинских кадров.


По данным формы N 30 годового статистического отчета за 2022 год трудоустроились в учреждения здравоохранения: 1383 врача и 2321 средний медицинский работник. При этом уволилось из учреждений здравоохранения 1649 врачей и 2995 средних медицинских работников.


В структуре причин увольнения врачей в 2022 году основную долю занимает увольнение по инициативе работника (84% от числа уволенных) и выход на пенсию (14,4% от числа уволенных). В числе причин увольнения по инициативе работника трудоустройство в иные ГУЗОО составляет 34%, в медицинские организации на территории других субъектов Российской Федерации - 10,8%, в медицинские организации частной формы собственности - 8,3%, в ведомственные государственные медицинские организации - 1,6%, в связи с индексацией пенсионных выплат - 33,8%, переездом в другие страны - 2,2%, уходом из профессии - 9,3%.


В структуре причин увольнения средних медицинских работников в 2022 году основную долю также занимает увольнение по инициативе работника (83,2% от числа уволенных) и выход на пенсию (15,8% от числа уволенных). В числе причин увольнения по инициативе работника трудоустройство в иные ГУЗОО составляет 34,5%, в медицинские организации на территории других субъектов Российской Федерации - 7,2%, в медицинские организации частной формы собственности - 5,6%, в ведомственные государственные медицинские организации - 2,8%, в связи с индексацией пенсионных выплат - 40,2%, переездом в другие страны - 0,6%, уходом из профессии - 9,1%.


В структуре источников восполнения врачей основную долю в 2022 году занимают прибывшие из других учреждений здравоохранения - 31%, прибывшие из числа уволившихся ранее в связи с индексацией пенсионных выплат - 29%, после завершения обучения в образовательных организациях, реализующих на территории Омской области образовательные программы среднего профессионального медицинского образования и высшего медицинского образования (далее - профессиональные образовательные организации), - 27%, из медицинских организаций на территории других субъектов Российской Федерации - 4%, из медицинских организаций частной формы собственности - 3%, из ведомственных государственных медицинских организаций - 1%, из числа вернувшихся в профессию - 3%, из числа переехавших из других стран - 2%.


В структуре источников восполнения средних медицинских работников основную долю в 2022 году занимают прибывшие из других учреждений здравоохранения - 34%, прибывшие из числа уволившихся ранее в связи с индексацией пенсионных выплат - 34%, после завершения обучения в профессиональных образовательных организациях - 18%, из медицинских организаций на территории других субъектов Российской Федерации - 2%, из медицинских организаций частной формы собственности - 3%, из числа вернувшихся в профессию - 5%, из числа переехавших из других стран - 1%, из ведомственных государственных медицинских организаций - 3%.


10. Сохраняющийся дисбаланс спроса и предложения медицинских работников на региональном рынке труда, особенно в узком профессионально-квалификационном разрезе, обусловлен, прежде всего, следующими факторами:


1) преимущественное количество выпускников Омского медицинского университета (далее - студенты), завершивших обучение уровня специалитет, продолжает обучение в ординатуре, что значительно снижает приток молодых специалистов в первичное звено (поликлиники, кабинеты врачей общей практики и другие структурные подразделения первичного звена);


2) невыполнение студентами, заключившими договор о целевом обучении (далее - целевики), обязательств по указанному договору в части трудоустройства в учреждение здравоохранения после завершения обучения по программам специалитета и (или) ординатуры, отсутствие в договорах о целевом обучении эффективных механизмов мотивирования целевиков к выполнению указанных обязательств;


3) квота целевого обучения специалистов с высшим медицинским образованием, прежде всего по программам ординатуры, доводимая до Омской области, не в полной мере соответствует потребности региона в подготовке специалистов с высшим медицинским образованием в рамках целевого обучения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»