Дошкольное образование в настоящее время приобретает все большее социальное значение. Сегодня вполне очевидно, что дошкольный возраст - период, оказывающий значительное влияние на последующее становление личности. Одной из определяющих форм дошкольного образования, полноценного детского развития является воспитание и образование детей в дошкольных образовательных организациях. Возрастающий спрос на дошкольное образование определяет необходимость его дальнейшего развития.
За последние годы ситуация в дошкольном образовании Чеченской Республики существенно изменилась, за период 2018 - 2021 годов всего дополнительно создано 10 200 мест, в том числе: построены и введены в эксплуатацию 40 дошкольных образовательных организаций на 4 980 мест, приобретены (выкуплены) в собственность Чеченской Республики 10 зданий детских дошкольных образовательных организаций на 1 580 мест, за счет иных мероприятий (компенсирующие места в функционирующих детских садах) создано 3 640 дошкольных мест.
Также увеличился охват детей дошкольным образованием (валовый коэффициент охвата дошкольным образованием, в процентах от численности детей в возрасте 1 - 6 лет)* с 15,8% в 2012 году до 46,5% в 2020 году.
К концу 2022 года в системе дошкольного образования Чеченской Республики функционирует 469 организаций на 60 314 мест, в которых насчитывается 86 875 детей, в том числе:
- 38 государственных дошкольных образовательных организаций;
- 427 муниципальных дошкольных образовательных организаций.
Обобщенные сведения о системе дошкольного образования Чеченской Республики за 2022 год приведены в таблице 1.
Сведения о системе дошкольного образования
Чеченской Республики за 2020 год
Таблица N 1
N п/п | Показатель | Ед. изм. | 2022 год |
1. | Охват детей дошкольным образованием (валовый коэффициент охвата дошкольным образованием, в процентах от численности детей в возрасте 1 - 6 лет) <*> | % | 46,5 |
2. | Количество функционирующих дошкольных образовательных организаций | ед. | 465 |
3. | Численность детей в дошкольных образовательных организациях | чел. | 86 875 |
4. | Количество дошкольных образовательных организаций, функционирующих в арендованных помещениях | ед. | 200 |
5. | Количество дошкольных образовательных организаций, функционирующих в приспособленных помещениях | ед. | 26 |
6. | Количество дошкольных образовательных организаций, функционирующих в типовых зданиях | ед. | 239 |
7. | Количество построенных дошкольных образовательных организаций | ед. | 78 |
8. | Количество восстановленных дошкольных образовательных организаций | ед. | 20 |
9. | Численность персонала, участвующего в дошкольном образовании | чел. | 25 060 |
10. | Численность персонала, осуществляющего воспитательно-образовательный процесс | чел. | 8 026 |
11. | Численность работников дошкольного образования, прошедших повышение квалификации | чел. | 707 |
Подпрограмма определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, образование.
Подпрограмма определяет основные направления развития системы дошкольного образования республики на 5 лет по следующим направлениям: строительство, реконструкция и восстановление объектов дошкольного образования, создание условий для повышения качества дошкольного образования, улучшения подготовки детей к школе; преемственность дошкольного и начального школьного образования; укрепление здоровья детей, развитие коррекционного образования; подготовка, переподготовка кадров, повышение квалификации работников системы дошкольного образования; обеспечение пожарной безопасности и антитеррористической защиты дошкольных образовательных организаций; укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных организаций; организация и проведение республиканских конкурсов, конференций, фестивалей, праздничных мероприятий.
В Подпрограмме дана оценка реального состояния сферы дошкольного образования в республике, намечены перспективы и определены приоритеты дальнейшего развития системы дошкольного образования.
Анализ состояния дошкольного образования в Чеченской Республике за 2022 год свидетельствует, что ситуацию с доступностью дошкольного образования в регионе можно признать удовлетворительной (см. ниже):
N | Государственное и муниципальное образование | Кол-во ДОУ | Количество детей дошкольного возраста (численность детей в возрасте 1 - 6 лет) | Численность воспитанников в дошкольных образовательных организациях | Процент охвата детей дошкольным образованием |
1. | Ачхой-Мартановский муниципальный район | 21 | 9 886 | 3 931 | 40 |
2. | Веденский муниципальный район | 14 | 3 906 | 1 374 | 35 |
3. | Грозненский муниципальный район | 33 | 8 670 | 5 794 | 67 |
4. | Гудермесский муниципальный район | 49 | 21 856 | 10 623 | 49 |
5. | Итум-Калинский муниципальный район | 3 | 880 | 198 | 23 |
6. | Курчалоевский муниципальный район | 31 | 16 050 | 5 501 | 34 |
7. | Надтеречный муниципальный район | 20 | 7 064 | 3 175 | 45 |
8. | Наурский муниципальный район | 17 | 4 941 | 3 023 | 61 |
9. | Ножай-Юртовский муниципальный район | 34 | 7 577 | 3 505 | 46 |
10. | Серноводский муниципальный район | 9 | 2 682 | 1 329 | 50 |
11. | Урус-Мартановский муниципальный район | 39 | 21 096 | 7 298 | 35 |
12. | Шалинский муниципальный район | 33 | 15 522 | 7 760 | 50 |
13. | Шатойский муниципальный район | 10 | 2 698 | 960 | 36 |
14. | Шелковской муниципальный район | 29 | 6 555 | 4 482 | 68 |
15. | Шаройский муниципальный район | 2 | 567 | 62 | 11 |
16. | Городской округ город Аргун | 16 | 8 951 | 4 276 | 48 |
17. | Городской округ город Грозный | 105 | 40 414 | 23 584 | 58 |
Всего: | 465 | 179 315 | 86 875 |