Система социальной защиты населения представляет самостоятельную, разветвленную, многопрофильную отрасль, объемы работы которой за последние годы значительно возрастают.
В развитии сферы социальной поддержки граждан в Сахалинской области применяются следующие подходы:
1. Распределение полномочий по предоставлению мер социальной поддержки граждан между Российской Федерацией и Сахалинской областью. Вопросы социальной защиты населения относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в целях предоставления мер социальной поддержки.
Совершенствование исполнения государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения, повышение доступности качественных государственных услуг широкому кругу получателей невозможны без внедрения новых технологий, инновационных подходов, перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме и режиме 24/7. В связи с этим в Сахалинской области ведется значительная работа по предоставлению государственных услуг в социальной сфере по принципу "Социальное казначейство".
3. Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки граждан в Сахалинской области, учитывающая особенности контингентов получателей.
4. Дифференциация сроков и периодичности предоставления мер социальной поддержки - постоянная, на определенный срок либо разовая.
Одним из важнейших направлений в сфере социальной поддержки Сахалинской области является обеспечение мерами государственной поддержки семей с детьми. Основными из них являются расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом динамики инфляции, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьих и последующих детей до достижения ими возраста трех лет, меры, направленные на улучшение жилищных условий отдельных категорий семей с детьми.
Социальная поддержка в регионе включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, сформировалась в отдельную форму социальной поддержки - социальное обслуживание.
Необходимо отметить, что процесс старения населения в целом по России, в том числе в Сахалинской области, сопровождается увеличением доли пожилых людей в общей численности населения.
Для обеспечения данной категории населения требуется усиление государственной социальной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания и реабилитации людей пожилого возраста, создания необходимых условий для их адаптации в обществе, обеспечения уровня безопасности жизни и здоровья пожилых людей. Забота о здоровье пожилых людей является приоритетной составляющей социальной политики.
Несмотря на принятые на федеральном и региональном уровнях решения по расширению перечня мер и улучшению условий социальной поддержки граждан, ежегодное увеличение объемов финансирования, результаты функционирования системы социальной поддержки граждан не дают полноценного результата, в том числе с позиций сокращения материального неблагополучия, бедности, социального и имущественного неравенства.
Необходимость решения существующих проблем в системе социальной защиты населения Сахалинской области предопределяют направления реализации государственной программы Сахалинской области "Социальная поддержка населения Сахалинской области" (далее - Программа) в 2024 - 2030 годах.