Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года



4.3.2.1. Характеристика текущего состояния сферы


На начало 2021/2022 учебного года в Белгородской области обучается свыше 167 тыс. школьников в 554 школах, в 1-й класс в 2022 году пошли 18,2 тыс. детей.


Архитектура системы общего образования Белгородской области включает ядро (гимназии и лицеи) и опорные школы в муниципальных образованиях. В 554 школах в 22 муниципальных образованиях (9 городских округов и 13 муниципальных районов) обучаются 167597 учеников. Из 554 школ 513 муниципальные, 36 - государственные, 4 - частные, 1 структурное подразделение в колледже.


Ядро системы общего образования включает несколько общеобразовательных организаций, в том числе Лицей N 9 и Шуховский лицей г. Белгорода, Школа N 20 с углубленным изучением отдельных предметов в г. Старый Оскол, которые с 2019 года начали действовать в статусе базовых школ Российской академии наук.


Белгородская область достигла высокого уровня конкурентоспособности общего образования при сохранении "зон роста" для управленческого внимания. По основным показателям в рейтинге Рособрнадзора субъектов Российской Федерации до 2021 года Белгородская область имеет следующие достижения:


- лидерские позиции в Центрально-Черноземном макрорегионе и 15-е место среди регионов Российской Федерации по обеспечению образовательного равенства (отношение доли учеников, преодолевших минимальную границу, обучающихся в 25 процентах "худших" школ в регионе, к доле учеников, преодолевших минимальную границу, обучающихся в 25 процентах "лучших" школ);


- 3-е место в Центрально-Черноземном макрорегионе и 23-я позиция в России по достижению высокого уровня подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ;


- по эффективности механизмов управления качеством образования Белгородская область занимает 6-е место среди всех регионов России и существенно опережает по данному показателю все регионы Центрально-Черноземного макрорегиона и Ростовскую область.


В зоне управленческого внимания находится задача по улучшению положения области по следующим показателям:


- доля обучающихся, которые либо не преодолевают минимальную границу, либо преодолевают ее с минимальным запасом в 1 - 2 балла (38-е место среди регионов Российской Федерации и предпоследнее место среди регионов Центрально-Черноземного макрорегиона);


- по функциональной грамотности Белгородская область занимает 59-е место и последнее место среди регионов Центрально-Черноземного региона (отражает умение применять полученные знания в практических ситуациях);


- низкие позиции среди регионов Центрально-Черноземного региона и 31-я позиция среди регионов России по поступлению в образовательные организации СПО своего региона (при поступлении выпускников 9-го класса в колледжи и техникумы Белгородской области остается существенная часть выпускников 9-х классов, не продолживших обучение в 10-м классе и, таким образом, полностью "вышедших" из образовательной системы региона);


- по уровню поступления выпускников школ в университеты своего региона Белгородская область имеет средние позиции среди регионов Центрально-Черноземного региона и занимает 37-ю позицию среди регионов России (более 41 процента выпускников школ в 2021 году поступили в университеты в других регионах России);


- по объективности оценочных процедур регион занимает 60-е место среди регионов России и последнюю позицию среди регионов Центрально-Черноземного макрорегиона (показатель отражает уровень достоверности региональных результатов ВПР, ОГЭ и ЕГЭ).


Белгородская область входит в число пяти регионов - лидеров по темпам строительства школ и детских садов. Вместе с тем при существенном объеме ввода новых учебных мест за счет строительства в рамках государственной программы Белгородской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Белгородской области" все еще сохраняется дефицит учебных мест.