По показателю "Уровень образования", предусмотренному Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, Белгородская область достигла предписанных значений в 2021 году - 77,87 процента при плановом значении показателя 77,83 процента. Было достигнуто ожидаемое значение показателя "Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи", которое составило 45,21 процента в 2021 году при предписанном 32,43 процента. По показателю "Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности" было достигнуто ожидаемое значение на уровне 176,2 процента при предписанном уровне в 101 процент.
В Белгородской области сформирована ведущая в Российской Федерации система дополнительного образования. В соответствии с установленными в Едином плане значениями показателя "Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи" Белгородская область занимает среди регионов Российской Федерации в 2020 году 2-е место.
В Центрально-Черноземном макрорегионе регион занимает 2-е место по масштабу работы объединений и научных обществ организаций дополнительного образования детей, стабильно удерживая численность занимающихся на уровне 118 тыс. детей (49 процентов от 239,3 тыс. жителей Белгородской области в возрасте 5 - 19 лет в 2020 году).
Сквозными направлениями для развития системы образования Белгородской области на всех уровнях в горизонте 2030 года являются:
- обеспечение контура цифровой, физической, антитеррористической безопасности учреждений системы образования;
- формирование цифровой грамотности, развития ИТ-компетенций, а также доступного массового дополнительного образования на всех уровнях в области цифровых и технологических компетенций в области передовых производственных технологий (робототехника, 3D-печать, программирование, интернет вещей и т.д.).
Принцип двухконтурного управления, реализация которого стартовала в дополнительном образовании, целесообразно перенести на другие ступени образования. Он позволяет, с одной стороны, контролировать качество процессов, с другой - настроить употребление их результатов в следующей ступени образования или в экономике региона.
В стратегической перспективе для создания сбалансированной системы управления профессиональным образованием целесообразно сохранить функцию управления за министерством образования области в целях достижения общих параметров конкурентоспособности и приведения к модели современных образовательных учреждений, а также вовлечь министерство экономического развития и промышленности Белгородской области для обеспечения повышения гибкости и адаптивности профессионального образования к технологическим особенностям производственных цепочек в промышленности региона. В целом двухконтурная модель управления позволит синхронизировать политику подготовки кадров и развития навыков с развитием производственных цепочек и освоением новых технологий.
Двухконтурный принцип управления в сфере высшего образования может быть реализован в части вовлечения отраслевых министерств в координацию качества и содержания основных образовательных программ в университетах, введения так называемого "регионального компонента" образовательных программ.
В качестве сквозного участника управления на всех ступенях образования планируется вовлечь Министерство спорта Российской Федерации в целях управления формированием индивидуальной траектории обучающихся в сфере физической культуры и спорта.
Сопровождение реализации двухконтурной модели управления предполагается возложить на ОГАОУ ДПО "БелИРО" с выращиванием на базе института функции аналитического и прогнозного центра для всех ступеней образования.