Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года



4.3. Развитие качества системы образования


По показателю "Уровень образования", предусмотренному Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, Белгородская область достигла предписанных значений в 2021 году - 77,87 процента при плановом значении показателя 77,83 процента. Было достигнуто ожидаемое значение показателя "Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи", которое составило 45,21 процента в 2021 году при предписанном 32,43 процента. По показателю "Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности" было достигнуто ожидаемое значение на уровне 176,2 процента при предписанном уровне в 101 процент.


В Белгородской области сформирована ведущая в Российской Федерации система дополнительного образования. В соответствии с установленными в Едином плане значениями показателя "Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи" Белгородская область занимает среди регионов Российской Федерации в 2020 году 2-е место.


В Центрально-Черноземном макрорегионе регион занимает 2-е место по масштабу работы объединений и научных обществ организаций дополнительного образования детей, стабильно удерживая численность занимающихся на уровне 118 тыс. детей (49 процентов от 239,3 тыс. жителей Белгородской области в возрасте 5 - 19 лет в 2020 году).


Сквозными направлениями для развития системы образования Белгородской области на всех уровнях в горизонте 2030 года являются:


- обеспечение контура цифровой, физической, антитеррористической безопасности учреждений системы образования;


- формирование цифровой грамотности, развития ИТ-компетенций, а также доступного массового дополнительного образования на всех уровнях в области цифровых и технологических компетенций в области передовых производственных технологий (робототехника, 3D-печать, программирование, интернет вещей и т.д.).


Принцип двухконтурного управления, реализация которого стартовала в дополнительном образовании, целесообразно перенести на другие ступени образования. Он позволяет, с одной стороны, контролировать качество процессов, с другой - настроить употребление их результатов в следующей ступени образования или в экономике региона.


В стратегической перспективе для создания сбалансированной системы управления профессиональным образованием целесообразно сохранить функцию управления за министерством образования области в целях достижения общих параметров конкурентоспособности и приведения к модели современных образовательных учреждений, а также вовлечь министерство экономического развития и промышленности Белгородской области для обеспечения повышения гибкости и адаптивности профессионального образования к технологическим особенностям производственных цепочек в промышленности региона. В целом двухконтурная модель управления позволит синхронизировать политику подготовки кадров и развития навыков с развитием производственных цепочек и освоением новых технологий.


Двухконтурный принцип управления в сфере высшего образования может быть реализован в части вовлечения отраслевых министерств в координацию качества и содержания основных образовательных программ в университетах, введения так называемого "регионального компонента" образовательных программ.


В качестве сквозного участника управления на всех ступенях образования планируется вовлечь Министерство спорта Российской Федерации в целях управления формированием индивидуальной траектории обучающихся в сфере физической культуры и спорта.


Сопровождение реализации двухконтурной модели управления предполагается возложить на ОГАОУ ДПО "БелИРО" с выращиванием на базе института функции аналитического и прогнозного центра для всех ступеней образования.