Долгосрочная стратегическая цель развития сектора культуры заключается в развитии культуры локальности как инструмента социализации и интеграции молодежи в экономику и поддержки разнообразия культурных услуг, форматов и сервисов для всех групп жителей, сохранении культурно-исторического наследия Белгородской области.
Для достижения целевой модели определены пять приоритетных направлений:
1) новая культурная среда, форматы для самореализации жителей и поддержка талантов.
Одним из ключевых вызовов развития сектора культуры и региона в целом является отток молодежи. В сфере культуры это прежде всего проявляется в потере интереса у молодого поколения к традиционным форматам и содержанию культурных мероприятий, а также в отсутствии мотивации к работе в учреждениях культуры в сельской местности.
Реализация приоритетного направления включает формирование новой культурной среды, форматов для жителей и новых инструментов поддержки талантов. Особое значение требуется уделить трансформации культурных пространств.
Требуется создание (реконструкция) и капитальный ремонт ведущих учреждений культуры, детских школ искусств, в том числе поддержание учреждений культуры и искусства в нормативном состоянии. Кроме этого, необходимо создание новых современных экспозиций в музеях региона.
В числе приоритетных задач развития сферы культуры в регионе ставится перефокусировка деятельности учреждений культуры в сельской местности - теперь данные учреждения будут выполнять не только функцию "Дома культуры" с концертным залом, но и функцию пространства (коворкинга), где реализуются событийные форматы и сервисы, помогающие молодым людям найти новые возможности для самореализации. Старая архитектура действующих культурных учреждений в сельской местности не позволяет решить задачу по передаче им новой функции, вовлекающей молодежь в культурную жизнь региона. Поэтому модернизация действующих учреждений культуры, особенно в сельской местности, предполагает разработку и внедрение современных модульных решений, модельных библиотек и др., с возможностью совмещения с функцией дополнительного образования для разных возрастов.
Стратегическими проектами в рамках данного направления является создание сети арт-резиденций с целью поддержки локальных художников, дизайнеров и других специалистов креативных индустрий, молодые люди также смогут получить дополнительные навыки в созданных школах креативных индустрий в городах Белгороде, Старом Осколе и Валуйки, а проявить свои таланты смогут на базе творческих инкубаторов и центров прототипирования, инклюзивных творческих лабораторий, а также в точке концентрации талантов "Гений места" на базе библиотек нового поколения.
Реализация вышеуказанных мероприятий позволит создать в регионе современную инфраструктуру социокультурной среды для развития талантов и совместной работы;
2) развитие региональной системы поддержки культурных и креативных инициатив.
Реализация данного приоритета предполагает внедрение управленческих решений, таких как создание регионального фонда грантовой поддержки культурных инициатив, механизмов тиражирования результативных инициатив, имеющих потенциал тиражирования, условий для развития некоммерческого негосударственного сектора в сфере культуры.
К управленческим мерам также относится разработка и внедрение регионального стандарта гостеприимства. В секторе культуры данный стандарт станет одним из критериев в системе грантовой поддержки граждан, вовлеченных в культурную и туристическую деятельность региона, - возможность получать гранты из регионального фонда будет только у тех участников, инициативы которых предполагают соблюдение регионального стандарта гостеприимства;
3) формирование новой кадровой политики.
Проблемы с нехваткой и старением кадров в области культуры характерны для страны в целом. Поэтому планируется реализация мероприятий, направленных на подготовку и переподготовку кадров, восполнение кадрового дефицита в отрасли за счет внедрения стимулирующих мер поддержки. Стратегическими проектами в данном направлении станут совершенствование системы прогнозирования потребности в профессиональных кадрах, внедрение системы планирования компетенций, квалификаций и карьерного ориентирования на основе профессиональных стандартов, активное проведение профориентационной работы среди школьников и участие в реализации федеральной программы "Земский работник культуры";