Машиностроительные предприятия Белгородской области, несмотря на относительно высокие темпы роста, к настоящему моменту пока не смогли сформировать масштабную отрасль в региональной экономике. Компании оказались не встроены в кооперационные цепочки с крупными игроками базовых секторов, традиционно ориентируясь на высококонкурентный национальный рынок. Отсутствие гарантированного сбыта привело к недозагрузке корпоративных конструкторских бюро, невостребованности базы разработанных НИОКР, центров коллективного пользования университетов.
В отрасли сформировался дефицит кадров, несмотря на относительно высокий уровень зарплат, наблюдается нехватка инженеров, проектировщиков, технологов <64>, специалистов рабочих профессий - текущая кадровая потребность составляет не менее 2,5 тыс. занятых <65>.
________________
<64> Потребность в высококвалифицированных специалистах до 2014 года традиционно удовлетворялась за счет трудовой миграции из Харькова как крупного научно-образовательного и технологического центра.
<65> В соответствии с оценкой открытых вакансий в секторе металлообработки и машиностроения на август 2022 года.
Данные тенденции вкупе с недостаточным уровнем систем адресной поддержки предприятий, наблюдавшимся до последнего времени, существенно сдерживали возможности по расширению и модернизации производств для удовлетворения возрастающего спроса на российском рынке.
За последнее десятилетие в экономике Белгородской области сформировалась высокая зависимость от технологического импорта из зарубежных стран. Значительная часть импорта в регион (около трети от общего объема) приходится на машины, оборудование и транспортные средства для производства, поставляемые в основном из западных стран (рисунок 3.3.1.2.1*). С учетом введенных санкций, ограничивающих поставки машин и оборудования в Российскую Федерацию, для машиностроительного сектора Белгородской области появился вызов по обеспечению технологического суверенитета региональной экономики, прежде всего в базовых отраслях <66>. Дополнительным ограничением для предприятий выступает задержка поставок по существующим контрактам или разрыв устоявшихся логистических цепочек <67>, несоответствие качества возможных аналогов (например, китайского производства) продукции поставщиков из западных стран, высокая наценка и долгие сроки поставок при ввозе продукции параллельным импортом (прежде всего из Казахстана).
________________
<66> Так, только в сегменте добычи ГМК 50 процентов запчастей для оборудования с высокой износостойкостью импортировалось из западных стран. В сфере производства комбикормов импорт оборудования составляет 90 процентов; в производстве комбайнов - более 50 процентов.
<67> Например, разрыв кооперации с украинскими производителями привел к критической необходимости оперативной полной локализации штампового производства в сегменте двигателестроения.
Однако санкционное давление и уход ряда ведущих зарубежных поставщиков с российского рынка обусловили появление новых объемных рыночных ниш для отечественных производителей: спецтехника для обработки почв и сбора урожая (1,14 млрд долл. США) и оборудование для добычи полезных ископаемых (0,79 млрд долл. США) <68>.
________________
<68> Оценки приведены в соответствии с объемом импорта продукции на 2020 год.
Рисунок 3.3.1.2.1. Структура импорта в Белгородскую область за 2019 - 2021 годы, млн долл. США Источник: Белгородстат*
________________