В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить региональную программу Ростовской области "Снижение доли населения с доходами ниже границы бедности" согласно приложению N 1.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Ростовской области по Перечню согласно приложению N 2.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Пучкова А.В.
Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
министерство труда
и социального развития
Ростовской области
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СНИЖЕНИЕ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ГРАНИЦЫ БЕДНОСТИ"
Региональная программа Ростовской области "Снижение доли населения с доходами ниже границы бедности" (далее - Региональная программа) направлена на достижение национальных целей развития Ростовской области на период до 2030 года по снижению уровня бедности в Ростовской области в два раза по сравнению с показателем 2017 года и обеспечению темпа устойчивого роста доходов населения. Региональная программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Срок реализации Региональной программы: 2023 - 2030 годы.
Общее методическое руководство работой по реализации Региональной программы осуществляет министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство).
Мониторинг выполнения Региональной программы осуществляется в соответствии с целевыми показателями реализации Региональной программы согласно приложению N 1 к Региональной программе и на основании плана мероприятий согласно приложению N 2 к Региональной программе, а также ежегодно утверждаемого плана-графика реализации Региональной программы согласно приложению N 3 к Региональной программе.
Исполнительные органы Ростовской области, ответственные за выполнение мероприятий и показателей реализации Региональной программы, представляют информацию в министерство:
ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет по результатам мониторинга реализации Региональной программы за квартал по форме согласно приложению N 4 к Региональной программе;
ежегодно, в срок до 20 января года, следующего за отчетным годом, по форме согласно приложению N 4 к Региональной программе.
Министерство с целью более полного представления информации имеет право запрашивать и утверждать дополнительные формы отчетности.
Целями Региональной программы являются обеспечение устойчивого роста доходов населения и снижение в два раза уровня бедности в Ростовской области по сравнению с показателем 2017 года.
Достижение целей Региональной программы требует решения следующих основных задач, сформированных на основании анализа текущей ситуации и ранжирования малоимущего населения на группы:
повышение уровня доходов граждан и обеспечение превышения темпов роста средней заработной платы не ниже роста инфляции;
создание условий для устойчивого экономического роста в целях улучшения благосостояния населения;
развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам;
развитие системы социального контракта;
улучшение жилищных условий семей с детьми, обеспечение доступности платы за жилищно-коммунальные услуги;
организация социальной адаптации нуждающихся и малоимущих граждан.
При условии полной реализации мероприятий, предусмотренных Региональной программой, ожидаемыми результатами ее реализации к 2030 году станут:
достижение целевого значения показателя уровня бедности - 7 процентов от общей численности населения региона;
обеспечение доли малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, не менее 25 процентов в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь;
обеспечение доли граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, не менее 31 процента в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта;
обеспечение уровня безработицы по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) не более 5 процентов.
По объемам валового регионального продукта (далее - ВРП) Ростовская область по итогам 2021 года вошла в число 12 крупнейших регионов России.
Объем ВРП в 2020 году по сравнению с 2019 годом сократился на 2,4 процента и составил 1714,6 млрд рублей; в 2021 году рост составил 6,3 процента к уровню 2020 года (2017,0 млрд рублей). В 2022 году, по предварительной оценке, ВРП сложился на уровне 2156,6 млрд рублей, что на 0,1 процента выше уровня 2021 года.
Объем ВРП на душу населения в 2020 году составил 409240,7 рубля, в 2021 году - 483970,4 рубля.
Бюджет Ростовской области входит в число крупнейших бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основные доходные источники консолидированного бюджета Ростовской области - собственные налоговые и неналоговые доходы (более 70 процентов), исполнение которых отмечается ростом по отношению к предыдущему году: в 2020 году их объем составил 185,4 млрд рублей с превышением к 2019 году на 4,9 млрд рублей, в 2021 году - 218,1 млрд рублей - рост на 32,7 млрд рублей, в 2022 году - 249,2 млрд рублей - рост на 31,1 млрд рублей.
За 2020 - 2022 годы рост доходов обеспечен на 68,7 млрд рублей, или на 38,1 процента.
Значительные темпы роста налоговых и неналоговых поступлений достигнуты в 2021 году - 117,6 процента и в 2022 году - 114,3 процента, с превышением среднероссийского значения (112,9 процента).
Поступления налоговых и неналоговых доходов на душу населения составили:
2020 год - 44,2 тыс. рублей (+ 2,8 процента);
2021 год - 52,2 тыс. рублей (+ 18,1 процента);
2022 год - 60,0 тыс. рублей (+ 14,9 процента).
Ростовская область является получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. С 2017 года предоставление дотаций из федерального бюджета обеспечивается путем заключения Соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов.
Проводимая на федеральном уровне политика в области межбюджетных отношений направлена на повышение финансовой самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В 2020 году дотационность Ростовской области составляла 10,8 процента от доходов консолидированного бюджета Ростовской области без учета субвенций из федерального бюджета, в 2021 году - 6,7 процента, в 2022 году - 6,2 процента. Поступление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности составляло в 2020 году 14994,0 млн рублей, в 2021 году - 14994,0 млн рублей, в 2022 году - 16186,5 млн рублей.
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 2020 году составил 78301,0 рубля, в 2021 году - 94479,0 рубля, в 2022 году - 111406,0 рубля.
Перспективы развития экономики Ростовской области во многом определяются ее производственным потенциалом, то есть уровнем и состоянием основных фондов. От величины основных фондов, особенно их качественного состояния, зависит конкурентоспособность предприятий, эффективность производства, производительность труда. Освоение и выпуск новой продукции, расширение рынков сбыта могут быть достигнуты только путем своевременного обновления основных фондов, особенно их активной части. При этом важным аспектом является не только физический износ машин и оборудования, но и их моральное устаревание.
На протяжении последних лет основные фонды по полному кругу предприятий и организаций Ростовской области демонстрировали устойчивую позитивную динамику. Если по итогам 2020 года стоимость основных фондов составляла 7018,7 млрд рублей (прирост по сравнению с 2019 годом - 2,7 процента), то по итогам 2021 года - 7460,1 млрд рублей (прирост - на 6,3 процента к уровню 2020 года).
Анализ структуры основных фондов в разрезе секторов экономики Ростовской области показал, что в целом по Ростовской области на конец 2021 года ведущую позицию занимают основные фонды предприятий по операциям с недвижимым имуществом (58,1 процента), промышленного комплекса (15,6 процента), предприятий транспортировки и хранения (11,3 процента), сельского хозяйства (2,8 процента) и торговли (2,3 процента).
По стоимостной оценке производственного потенциала Ростовская область занимает 2-е место по ЮФО и 9-е место по России.
Анализ тенденции воспроизводства основных фондов в целом по Ростовской области отмечает ускорение обновления основных средств. Так, если к концу 2020 г. коэффициент обновления основных фондов по полному кругу предприятий составил 4,0 процента (по России - 3,9 процента), то в 2021 году он возрос до 5,3 процента (по России - на 4,0 процента).
Однако степень износа основных фондов остается достаточно высокой и составляет 39,9 процента по итогам 2021 года, увеличившись по сравнению с 2020 годом (38,9 процента). Наибольший износ основных фондов отмечается по таким видам деятельности, как деятельность в области информации и связи (69,0 процента), добычи полезных ископаемых (68,1 процента), в области здравоохранения и социальных услуг (62,0 процента), образования (56,9 процента), строительства (55,9 процента), обрабатывающих производств (53,5 процента), профессиональной, научной и технической деятельности (52,2 процента) и сельского хозяйства (51,6 процента).
За 2020 - 2022 годы наблюдается увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами. Наибольший рост отмечен по виду деятельности "обрабатывающие производства" - 34,9 процента. Также увеличилась доля отгрузки по видам деятельности "добыча полезных ископаемых" - 32,1 процента, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 17,2 процента.