Действующий

Об утверждении Единого плана по устойчивому развитию и достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2032 года в Республике Саха (Якутия)



5. Вызовы ближайшего десятилетия в современных реалиях


В ближайшее десятилетие Республике Саха (Якутия) придется столкнуться с рядом вызовов, характерных для всей Российской Федерации и специфических, актуальных именно для республики. Ключевые вызовы, среди которых демографические, технологические, экологические и климатические, социальное расслоение, территориальные диспропорции, структурные изменения экономики, формируют как риски и ограничения, так и возможности для развития. Единый план призван определить проекты и инициативы для ответа на эти вызовы.


Важнейшим фактором развития в ближайшее десятилетие, как для республики, так и для Российской Федерации, станут демографические вызовы. В силу объективных демографических трендов в ближайшие 10 лет население Российской Федерации будет сокращаться. Несмотря на то, что показатели рождаемости, естественного и миграционного прироста в Республике Саха (Якутия) в последние годы были выше, чем на Дальнем Востоке и в среднем по стране, ожидаются негативные тенденции. Наблюдается снижение относительных и абсолютных показателей рождаемости, изменение возрастной модели рождаемости (отсрочка рождения детей). С учетом общероссийских и мировых трендов на снижение рождаемости потребуется дальнейшее улучшение инфраструктуры, государственных услуг и мер поддержки для семей с детьми.


Для обеспечения роста продолжительности жизни населения и обеспечения демографической безопасности республики одной из основных угроз продолжает оставаться высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте, среди основных причин - смертность от болезней кровообращения, новообразований и внешних причин. Это приводит к сокращению населения в трудоспособном возрасте, дефициту трудовых ресурсов, старению населения, росту демографической нагрузки на работающее население. В этой связи необходимо обеспечить дальнейшую динамичную модернизацию первичного звена здравоохранения (выделив в отдельное направление или модель здравоохранения обеспечение доступности медицинской помощи в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях), строительство специализированных высокотехнологичных медицинских комплексов, сокращение дефицита медицинских кадров. Высокие показатели смертности от внешних причин, особенно среди мужского населения, связанных с поведением, наносящим ущерб здоровью (алкоголизм), требуют усиления мер по мотивации к здоровому образу жизни, повышению доступности шаговой инфраструктуры для массового занятия физической культурой и спортом, организации здорового досуга.


При этом перспективы компенсации сокращения населения в трудоспособном возрасте вследствие естественных демографических процессов за счет миграционного прироста в Республике Саха (Якутия) имеют ограничения. В первую очередь, из-за суровых природно-климатических условий проживания и высокой стоимостью жизни, вызванной факторами "северного" удорожания. Без масштабных программ поддержки населения и бизнеса со стороны государства, аналогичных гарантиям и компенсациям для жителей Крайнего Севера, действовавшим в советское время, будет проблематично переломить тренд миграционного оттока и привлекать квалифицированные трудовые ресурсы извне.


Еще одним вызовом в условиях негативного влияния внешнего давления на страну является снижение качества человеческого капитала. Основная задача преодоления данного фактора - сохранение научно-технического потенциала, внедрение системы мер, которая позволит защитить нашу республику от потери интеллектуального и культурного капитала, поддержать тех, кто хочет развивать свои проекты в своей стране, реализовывать прорывные идеи.


Демографические вызовы будут усиливаться сохраняющимися и обостряющимися в текущих условиях вызовами пространственного развития, характерными для огромной по площади территории Республики Саха (Якутия). Среди этих вызовов основными являются значительное внутреннее разнообразие пространства, дисперсность расселения, наличие большого числа малочисленных и удаленных населенных пунктов с ограниченным потенциалом экономического развития, слабая инфраструктурная обустроенность территории. Тренд на урбанизацию и продолжающаяся внутрирегиональная миграция из сел в районные центры и столицу республики ведет к росту нагрузки инфраструктуры города Якутска и "обезлюдиванию" сельских территорий. Для снижения негативных последствий этих факторов необходимо опережающее развитие социальной инфраструктуры, транспортных систем, комплексного жилищного строительства в городе Якутске, реализация проектов по созданию современных рабочих мест в сельской местности, форсированное благоустройство жилья и общественных пространств на селе.


Реализация Единого плана предстоит в условиях серьезных структурных изменений мировой и российской экономики, вызванных сменой модели экономики потребления, "постковидными" факторами, сменой рыночных механизмов в мировой экономике на геополитические рычаги. Политика сдерживания Российской Федерации и недружественные действия со стороны западных государств привели к беспрецедентному санкционному давлению на Россию, масштабному межстрановому противостоянию, разрушению мировых торгово-экономических, транспортно-логистических связей, сопровождаемому кризисными явлениями в различных секторах (продовольственный, энергетический и т.д.). В результате этого в ближайшее десятилетие ожидается перераспределение мировых финансово-экономических потоков, формирование новых экономических центров и межстрановых блоков. При этом характер глобальных изменений до конца не ясен и "новая нормальность" по сути еще не сформировалась.


В условиях геополитического разворота страны на восток экономика Республики Саха (Якутия) с традиционной ориентацией на страны Азиатско-Тихоокеанского региона будет усиливать свое значение. Однако ключевым фактором дальнейшего динамичного промышленного развития республики является снятие инфраструктурных ограничений, прежде всего, транспортных и энергетических. Создание новых транспортных коридоров и энергетических мощностей может дать огромный импульс промышленному росту в стране, сделает реальным запуск новой волны инвестиционных проектов на востоке, позволит вовлечь в хозяйственный оборот месторождения республики, приобретающие актуальность в рамках политики импортозамещения. При этом для Республики Саха (Якутия), где бюджетообразующим сектором является добывающая промышленность, существенными рисками на ближайшие 10 лет будут внешний спрос на экспортные товары и волатильность на сырьевых рынках. Это требует диверсификации как внутри добывающего сектора по видам ресурсов, так и развития несырьевых отраслей. При этом создаются новые возможности для развития действующих компаний в связи с развитием внутреннего рынка и планами по увеличению добавочной стоимости внутри страны. Созданы предпосылки для развития новых месторождения и производств для решения задач импортозамещения по ключевым и дефицитным материалам.


В условиях сокращения иностранных инвестиций, сжатия финансового рынка объективно будет усиливаться конкуренция регионов за государственные инвестиции и инвестиции отечественного бизнеса. В этих условиях становится новая настройка инвестиционных инструментов и формирование благоприятного инвестиционного климата, доверительный диалог и выстраивание устойчивых экономических связей с партнерами.


Критически важным для дальнейшего развития региона и страны является технологический вызов. "Ковидный" фактор предопределил переход организаций и граждан на удаленные форматы работы, ускорил цифровизацию отраслей экономики и социальной сферы, а глобальная санкционная политика выявила необходимость форсированного обеспечения технологической независимости страны. Успех в борьбе за технологическое лидерство становится не просто средством получения высокой добавленной стоимости, а фактором выживания государства. В этих условиях необходима технологическая кооперация с новыми партнерами, опережающее формирование собственных технологических компетенций, выстраивание качественной, отвечающей современным требованиям системы образования и подготовки талантов.


В складывающихся условиях регионам необходимо использовать тот задел, который в последние годы формируется благодаря запущенным механизмам государственной поддержки. В рамках созданного научно-образовательного центра мирового уровня, федеральных инициатив по университетскому технологическому предпринимательству важно в форсированном режиме реализовывать проекты по кооперации научно-образовательных учреждений и предприятий реального сектора, сконцентрировать ресурсы на перспективных направлениях. Регионам необходимо реализовать функции не только координатора, но и квалифицированного заказчика технологических разработок.


В условиях санкций, ухода с российского рынка мировых кинопроизводителей и технологических компаний определенные возможности появляются у креативных секторов экономики республики. Представителям якутской киноиндустрии, производителям иного цифрового контента, ИТ-компаниям республики важно оперативно предлагать на российском уровне свои продукты и услуги, занимать высвобождающиеся ниши в сфере ИТ-решений, развлекательного контента.


Еще один вызов - это уровень бедности в Республике Саха (Якутия), показатель которой, несмотря на одну из лучших динамик снижения по стране в последние годы, продолжает оставаться выше среднероссийского уровня. Важно не просто снизить уровень бедности в регионе за счет адресной социальной поддержки, но сделать качественный рывок в преодолении социального расслоения, заметному увеличению доли населения со средним достатком.


Экологические вызовы только обостряются на фоне изменений внешнеэкономической ситуации. В условиях сокращения инвестиционной активности, снижения доступности инвестиционных ресурсов важно не свернуть с курса на устойчивое развитие и внедрение ESG-повестки в государственном и корпоративном секторах. Для Якутии актуальными будут оставаться вопросы строительства инфраструктуры и формирования эффективной системы обращения с твердыми бытовыми отходами, строительства канализационно-очистных сооружений, ликвидации накопленного вреда окружающей среде прошлых периодов, снижения углеродоемкости экономики.