Риски невыполнения плановых расходных обязательств зависят от проводимой на федеральном уровне бюджетной политики в части передачи дополнительных полномочий на уровень субъектов Российской Федерации, внесения изменений в межбюджетные отношения или принятия на федеральном уровне решений, приводящих к выпадающим доходам или увеличению объема финансового обеспечения расходных обязательств регионов и муниципальных образований.
Указанные действия могут повлечь за собой значительное увеличение расходных обязательств области и муниципальных образований области и (или) сокращение объема и количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Кроме того, рост объема финансового обеспечения расходных обязательств области и муниципальных образований области может быть обусловлен неблагоприятными экономическими условиями, ростом инфляции и цен на услуги естественных монополий.
Также одним из факторов риска невыполнения плановых расходных обязательств является невыполнение плана по доходам областного бюджета в результате:
принятия на федеральном уровне решений, приводящих к снижению доходной базы консолидированного бюджета области;
сокращения темпов экономического развития вследствие ухудшения конъюнктуры рынка;
невыполнения физическими и юридическими лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и платежей и получения необоснованной экономической выгоды, недостаточной эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов.
Основным риском в сфере долговой политики является увеличение долговой нагрузки на бюджет в результате возникновения выпадающих доходов областного бюджета в связи с замедлением темпов экономического развития области и сохранения при этом обязанности по выполнению социальных расходов в необходимом объеме. В случае наступления данного риска потребуется привлечение рыночных заимствований.
Как следствие, возникает риск увеличения объема государственного долга области и, соответственно, риск несоблюдения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении бюджетных кредитов на замещение долговых обязательств области с учетом дополнительных соглашений, заключенных в целях реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным в 2015 - 2017 годах на замещение долговых обязательств области, в части снижения государственного долга.
Рисками также являются ухудшение конъюнктуры на финансовых рынках, дефицит банковской ликвидности, повышение ключевой ставки Банка России. Эти факторы увеличивают стоимость средств, привлекаемых в кредитных организациях, приводят к росту расходов на обслуживание государственного долга.
Таким образом, основными бюджетными рисками, возникающими в процессе реализации долгосрочного бюджетного прогноза, являются:
риск сокращения поступления доходов консолидированного бюджета области по сравнению с запланированным уровнем;
риск сокращения объема и количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета;
риск увеличения объема финансового обеспечения расходных обязательств области и муниципальных образований области;
риск увеличения долговой нагрузки на бюджет;