Учитывая, что существенное влияние на динамику рождаемости оказывает уровень доходов населения, в целях снижения уровня бедности семей с детьми Правительством Российской Федерации совместно с регионами в период с 2020 года поэтапно были введены новые меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, на детей в возрасте от 8 до 17 лет включительно с комплексной оценкой нуждаемости.
На конец 2022 года указанные выплаты предоставлялись на 50408 детей в возрасте от 3 до 17 лет, что составляет 29,7% от общей численности детей этого возраста. Благодаря данным выплатам среднедушевой доход 88% семей превысил величину прожиточного минимума.
Следует отметить, что численность получателей указанных выплат несопоставима с числом получателей пособия на ребенка малоимущим семьям до введения этих выплат. На 31.12.2019 пособие на ребенка предоставлялось 19686 семьям на 34682 ребенка.
С 2023 года в Российской Федерации введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее - единое пособие), которое по окончании предусмотренных переходных периодов объединит не только указанные выплаты малоимущим семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно и от 8 до 17 лет, но и "демографические меры поддержки" в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и в связи с рождением третьего и последующих детей.
В результате введения единого пособия снижается объем мер поддержки для семей, в которых родился первый ребенок или третий и последующий ребенок, и увеличиваются меры поддержки беременным женщинам и семьям, в которых родился второй ребенок.
В Ивановской области при введении единого пособия было принято решение не отменять пособие на ребенка малоимущим семьям с детьми, которое было предусмотрено статьей 16 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Пособие предоставляется семьям, среднедушевой доход которых, в том числе с учетом единого пособия и выплат, сопутствующих ему, не превышает величину прожиточного минимума. При этом имущественный статус семьи не оценивается.
Таким образом, пособие на ребенка получают:
семьи, у которых предоставляемые им социальные выплаты не "доводят" среднедушевой доход до величины прожиточного минимума;
семьи с низкими доходами, которые не получают выплаты на ребенка от 3 до 7 и от 8 до 17 лет или единое пособие в связи с превышением критерия имущественной обеспеченности;
семьи с детьми старше 17 лет.
Несмотря на незначительный размер пособия на ребенка, при установлении права на него семья дополнительно может получать иные меры поддержки, предусмотренные для малоимущих семей.
В Ивановской области сложилась следующая система мер поддержки малоимущих семей и семей с низкими доходами:
Наименование меры поддержки | Источник финансирования | Размер меры поддержки |
Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (беременным женщинам и на детей от 0 до 17 лет) и сопутствующие ему выплаты | Федеральный бюджет - 93% Областной бюджет - 7% | В зависимости от дохода семьи 6501 руб. - 50% величины прожиточного минимума (далее - ВПМ) детей, или 9751,5 руб. - 75% ВПМ детей, или 13002 руб. - 100% ВПМ детей |
Пособие на ребенка | Областной бюджет | 322,21 руб. - базовый размер 644,42 руб. - одиноким матерям; 483,32 руб. - на детей военнослужащих по призыву и курсантов военных образовательных организаций, 483,32 руб. - на детей, на которых не уплачиваются алименты по причинам розыска должника; отсутствия у должника заработка в период отбывания наказания и т.д. |
Питание детям в возрасте до трех лет | Областной бюджет | С 0 до 4 месяцев - 7 пачек смеси, с 5 до 6 месяцев - 4 пачки смеси и 3 пачки каши, с 7 до 8 месяцев - 3 пачки смеси и 4 пачки каши, с 9 до 11 месяцев - 2 пачки смеси и 5 пачек каши, с 1 года до 3 лет - 7 пачек каши |
Бесплатные лекарства детям до 6 лет для лечения острых респираторных вирусных инфекций и бронхолегочных заболеваний | Областной бюджет | Лекарства |
Бесплатные путевки в оздоровительные лагеря малоимущим семьям | Областной бюджет | Полная оплата стоимости путевки |
Оплата частичной стоимости путевки в санаторно-оздоровительные детские лагеря круглогодичного действия, загородные оздоровительные лагеря | Областной бюджет | При среднедушевом доходе семьи: а) от одной до двух ВПМ на душу населения - 90% от стоимости путевки; б) от двух до трех ВПМ на душу населения - 80% от стоимости путевки; в) свыше трех ВПМ на душу населения - 70% от стоимости путевки |
Компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования | Областной бюджет | 25% размера платы на 1 ребенка; 50% размера платы на 2 ребенка; 75% размера платы на 3 и последующих детей |
Субсидия на покупку и установку газоиспользующего оборудования и проведение работ внутри границ земельных участков в рамках мероприятий по осуществлению подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям при догазификации в Ивановской области в 2023 году | Федеральный бюджет и областной бюджет | В размере затрат гражданина, но не более 100,0 тыс. рублей |