Действующий

Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области" и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Сахалинской области (с изменениями на 14 июня 2024 года)



I. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Сахалинской области


Государственная программа развития торговли и услуг на территории Сахалинской области (далее - Государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования сферы торговли и услуг, финансовое обеспечение, механизмы реализации мероприятий, а также предусматривает комплексный подход по развитию данных секторов региональной экономики.


Потребительский рынок является одной из основных отраслей экономики Сахалинской области, которая в структуре производства валового регионального продукта играет ведущую роль и занимает четвертое место в его формировании после видов экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Строительство" и "Транспортировка и хранение". Кроме того, сферы торговли и услуг занимают одну из лидирующих позиций по вкладу в доходную часть бюджетов всех уровней и характеризуются высокой конкуренцией, предпринимательской активностью, благоприятным инвестиционным климатом, достаточно развитой инфраструктурой. Более того, данные сегменты оказывают значительное влияние на качество жизни населения Сахалинской области, что очень важно в условиях трансформирующейся экономики.


Лидирующие позиции по сравнению с другими отраслями экономики по количеству малых и средних предприятий сферы потребления занимают в региональной отраслевой структуре субъектов малого и среднего предпринимательства - более 34%. В целом в данных отраслях занято более 50 тыс. человек, что является практически пятой частью от общей численности занятых в экономике региона. Среднемесячная начисленная заработная плата по итогам 2022 года в сфере торговли и услуг в целом составила 60,6 тыс. рублей, что выше показателя 2021 года на 9,8%.


В последние годы отмечается отрицательная динамика развития отдельных отраслей потребительского рынка как в целом по стране, так и в ее субъектах, и Сахалинская область не исключение, что в первую очередь связано с санкционным давлением со стороны недружественных государств в отношении Российской Федерации. Кроме того, кардинально изменила многие социально-экономические процессы как на мировом, так и региональном уровне, и оказала существенное влияние на сектор потребления неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, связанная с глобальным распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 - 2021 годах. Однако несмотря на это, пандемия и карантинные меры, связанные с ее распространением, стали вектором ускорения по внедрению технологических инноваций в сфере торговли и услуг, таких как онлайн-торговля, кассы самообслуживания, экспресс-доставка, бесконтактная доставка.


В 2022 году в регионе наблюдалась умеренная потребительская активность населения, оборот розничной торговли в Сахалинской области составил 195 млрд. рублей, индекс физического объема по отношению к уровню 2021 года составил 96,5% (2020 год - 98,5%, 2021 - 101,1%). Несмотря на снижение товарооборота в 2022 году островной регион, как и годами ранее, сохраняет лидерство среди субъектов Дальневосточного федерального округа по розничному товарообороту на одного жителя в месяц, который составил 35,3 тыс. рублей (в среднем по ДФО - 25,5 тыс. рублей).


Сфера торговли относится к одному из наиболее динамично развивающихся рынков, развитие инфраструктуры отрасли в Сахалинской области идет опережающими темпами. Об этом свидетельствует динамика физического объема инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства), а также фактическая обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов в Сахалинской области, которая превышает установленный минимальный норматив в 2,2 раза. В 2022 году объем инвестирования в оптовую и розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) увеличился более чем в 3 раза по сравнению с 2021 годом.


Динамично развивающаяся инфраструктура торговли позволяет через механизм конкуренции сдерживать рост потребительских цен, стимулировать потребительский спрос и, как следствие, положительно влияет на уровень благосостояния населения, однако механизм конкуренции работает в случае развития всех форматов торговли. Развитая региональная многоформатность торговой инфраструктуры отвечает интересам потребителей, повышает уровень комфорта потребительской среды. Основным параметром успешной реализации региональной политики признается адаптация в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля.


Учитывая географическую обособленность Сахалинской области, где обеспеченность социально значимыми продовольственными товарами в среднем составляет 40%, а остальная часть товаров завозится с материка, проводником по поставке товаров и сохранению региональной продовольственной безопасности является оптовая торговля. Основная масса организаций и предприятий оптовой торговли размещена в областном центре - более 80% от общего количества предприятий и организаций, остальная часть функционирует в 13 муниципальных образованиях Сахалинской области. Оборот оптовой торговли по итогам 2022 года составил 185,5 млрд. рублей, что в товарной массе на 2,5% превышает показатель предыдущего года (2020 год - 98,7%, 2021 год - 93,3%). На долю субъектов малого предпринимательства приходится порядка 30 - 40% всего оборота оптовой торговли.


Составной частью потребительского рынка Сахалинской области также является рынок общественного питания, который в последние годы претерпевает существенные изменения. Значительное увеличение множества форматов и концептуальных вариантов предприятий, качественно новый уровень ведения бизнеса с использованием новейшего оборудования и технологий подтверждают тенденцию развития отрасли общественного питания. По итогам 2022 года региональный оборот общественного питания составил 11,2 млрд. рублей, индекс физического объема увеличился на 10,2% по отношению к уровню 2021 года (2020 год - 82,3%, 2021 год - 107,2%). При этом порядка 49% от общего оборота общественного питания по региону приходится на долю субъектов малого и среднего предпринимательства.


Сфера бытового обслуживания населения является также немаловажной отраслью экономики, которая формирует комфортную потребительскую среду и имеет социально-экономическую значимость. По итогам 2022 года объем оказанных бытовых услуг населению в Сахалинской области составил 7,1 млрд. рублей, индекс физического объема по отношению к уровню 2021 года увеличился на 1% (2020 год - 87,2%, 2021 год - 112,6%). Весомую долю в общем объеме оказанных бытовых услуг занимают субъекты малого предпринимательства - более 85%. По объему оказанных бытовых услуг на одного жителя в месяц Сахалинская область в 2022 году заняла 1 место среди Дальневосточных регионов.


Несмотря на сложившиеся положительные тенденции в сфере торговли и в сфере обслуживания в Сахалинской области, присутствует ряд проблем, таких как:


- сложная и высокозатратная логистика по поставке товаров в регион;


- дисбаланс потребительских цен в разрезе муниципальных образований Сахалинской области в силу транспортных издержек и недостатков сбытовой сети производителей;


- наличие отдаленных и труднодоступных территорий региона где население испытывает дефицит торговых объектов и объектов (услуг) сферы бытового обслуживания, вплоть до полного их отсутствия;