Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан", утвержденную постановлением Правительством Республики Дагестан от 26 октября 2021 г. N 293 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2021, 27 октября, N 05002007869; 2022, 30 декабря, N 05002010440).
2. Внести в Перечень государственных программ Республики Дагестан, утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 декабря 2014 г. N 642 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 24 (часть I), ст. 1551; 2016, N 4, ст. 196; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 17 июня, N 05002001635; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 18 июля, N 0500201607180004; 14 октября, N 0500201610140002; 2 декабря, N 0500201612020001; 16 декабря, N 0500201612160001; 2017, 27 января, N 0500201701270005; 3 апреля, N 0500201704030002; 31 мая, N 0500201705310007; 29 сентября, N 0500201709290002, N 0500201709290006; 20 октября, N 0500201710200006, N 0500201710200007; 29 декабря, N 0500201712290004; 2018, 21 февраля, N 0500201802210004; 17 июля, N 0500201807170016; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 12 апреля, N 05002004067; 15 мая, N 05002004189; 6 августа, N 05002004493; 13 сентября, N 05002004593; 30 октября, N 05002004823; 11 ноября, N 05002004861; 12 декабря, N 05002004986; 2020, 30 января, N 05002005262; 26 февраля, N 05002005322; 26 марта, N 05002005422; 22 июля, N 05002005782; 31 августа, N 05002005892; 23 декабря, N 05002006434, N 05002006435; 2021, 19 января, N 05002006671; 12 марта, N 05002006863; 27 апреля, N 05002007050; 1 мая, N 05002007108; 15 июня, N 05002007285; 21 июня, N 05002007328; 6 июля, N 05002007432; 2 сентября, N 05002007626; 22 октября, N 05002007831; 27 октября, N 05002007869; 30 ноября, N 05002007982; 8 декабря, N 05002008078; 30 декабря, N 05002008294; 31 декабря, N 05002008325; 2022, 7 февраля, N 05002008408; 26 марта, N 05002008584; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 13 мая, N 0500202205130025; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2022, 27 мая, N 05002008986; 1 июля, N 05002009247; 29 августа, N 05002009552; 20 сентября, N 05002009653; 18 октября, N 05002009809; 24 ноября, N 05002010042; 20 декабря, N 05002010298; 23 декабря, N 05002010339; 30 декабря, N 05002010440; 2023, 10 марта, N 05002011222; 23 марта, N 05002010856; 11 апреля, N 05002011030), изменение, изложив пункт 51 в следующей редакции:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
"51. | Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан | Министерство энергетики и тарифов Республики Дагестан | Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан; Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан; ГКУ РД "Спецгазстройсервис"; структурные подразделения ПАО "Газпром" | реализация государственной политики в части развития газовой отрасли Республики Дагестан; расширение парка автотранспортных средств, работающих на компримированном природном газе; повышение уровня использования компримированного природного газа путем расширения сети газозаправочных станций; расширение сети сервисных центров, предоставляющих услуги по переоборудованию и обслуживанию транспортных средств, работающих на компримированном природном газе; создание условий для развития городских и районных сетей и систем снабжения потребителей природным газом; создание механизма, обеспечивающего устойчивое наращивание темпов газификации с учетом максимальной загрузки действующих газопроводов-отводов, расширение газовых сетей и систем газоснабжения; создание условий для использования потребителями сетевого природного газа; синхронизация строительства межпоселковых газопроводов, строительство которых осуществляется за счет инвестиций; обеспечение установки зарядных станций для транспортных средств с электродвигателями на территории Республики Дагестан; введение мер поддержки по использованию в Республике Дагестан транспортных средств с электродвигателями и развитию зарядной инфраструктуры для них; популяризация и пропаганда использования в Республике Дагестан транспортных средств с электродвигателями" |
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
Р.ДЖАФАРОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"
Изложить государственную программу Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан" в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"
ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство энергетики и тарифов Республики Дагестан | |
Участники Программы | - | Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан; Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан; ГКУ РД "Спецгазстройсервис"; структурные подразделения ПАО "Газпром" | |
Цели Программы | - | обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения; обеспечение устойчивого развития регионального рынка газомоторного топлива (далее - ГМТ) в сегменте компримированного природного газа (далее - КПГ); модернизация материально-технической базы парка автомобильного транспорта и создание условий для приоритетного использования автотранспортными средствами КПГ в качестве моторного топлива; комплексная газификация городов и сельских населенных пунктов Республики Дагестан, формирование условий для стабильного экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности Республики Дагестан посредством создания необходимой инфраструктуры, благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата, для повышения уровня жизни населения; создание в Республике Дагестан развитой зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями | |
Задачи Программы | - | расширение парка автотранспортных средств, работающих на КПГ; повышение уровня реализации КПГ путем расширения сети газозаправочных станций; расширение сети сервисных центров, предоставляющих услуги по переоборудованию и обслуживанию автотранспортных средств на КПГ; реализация государственной политики в части развития газовой отрасли Республики Дагестан; создание условий для развития городских и районных сетей и систем снабжения потребителей природным газом; создание механизма, обеспечивающего устойчивое наращивание темпов газификации с учетом максимальной загрузки действующих газопроводов-отводов, расширение газовых сетей и систем газоснабжения для обеспечения 100-процентной газификации республики природным газом; создание условий для использования потребителями сетевого природного газа; синхронизация строительства межпоселковых газопроводов, строительство которых осуществляется за счет инвестиций ПАО "Газпром", и внутрипоселковых газораспределительных сетей в рамках обязательств Республики Дагестан | |
Этапы и сроки реализации Программы | - | 2021 - 2025 годы | |
Перечень подпрограмм и стратегических проектов | - | подпрограмма 1 "Стимулирование использования газомоторного топлива и развития газозаправочной инфраструктуры в Республике Дагестан"; подпрограмма 2 "Газификация населенных пунктов Республики Дагестан"; подпрограмма 3 "Развитие зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями в Республике Дагестан" | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | 1) расширение использования ГМТ для снижения негативного воздействия на окружающую среду, тыс. тонн; 2) расширение парка автотранспортных средств, работающих на КПГ, путем приобретения новых и модернизации действующих автотранспортных средств, ед.; 3) объем потребления КПГ в качестве моторного топлива, тыс. куб. м; 4) количество стационарных объектов заправки природным газом, ед.; 5) сервисные центры, предоставляющие услуги по переоборудованию и обслуживанию автотранспортных средств, работающих на КПГ, ед.; 6) информационное обеспечение и популяризация перевода автотранспортных средств на КПГ, ед.; 7) протяженность (строительство) межпоселковых газопроводов, км; 8) протяженность (строительство) внутрипоселковых газопроводов, км; 9) количество газифицированных населенных пунктов, ед.; 10) количество газифицированных домовладений, ед.; 11) создание в Республике Дагестан развитой зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями, ед. | |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы в 2021 - 2025 годах составляет 2457,418 млн руб., в том числе: на 2021 год - 513,961 млн руб.; на 2022 год - 836,546 млн руб.; на 2023 год - 256,890 млн руб.; на 2024 год - 106,151 млн руб.; на 2025 год - 743,870 млн руб.; из них: средства федерального бюджета (прогноз) - 38,475 млн руб.; на 2021 год - 0,00 млн руб.; на 2022 год - 0,00 млн руб.; на 2023 год - 30,51 млн руб.; на 2024 год - 7,965 млн руб.; на 2025 год - 0,00 млн руб.; средства республиканского бюджета - 2388,883 млн руб.: на 2021 год - 513,961 млн руб.; на 2022 год - 836,546 млн руб.; на 2023 год - 196,32 млн руб.; на 2024 год - 98,186 млн руб.; на 2025 год - 743,87 млн руб.; средства местных бюджетов - 0,0 млн руб., внебюджетные средства - 30,06 млн руб.: на 2021 год - 0,0 млн руб.; на 2022 год - 0,0 млн руб.; на 2023 год - 30,06 млн руб.; на 2024 год - 0,0 млн руб.; на 2025 год - 0,0 млн рублей | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | 1) снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ на 3 тыс. тонн; 2) увеличение объемов потребления природного газа в качестве моторного топлива до 14014 тыс. куб. м; 3) увеличение количества транспортных средств и техники специального назначения, использующих ГМТ, до 550 единиц; 4) строительство и ввод в эксплуатацию 24 новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (далее - АГНКС); 5) строительство и ввод в эксплуатацию новых пунктов по переоборудованию и сервисному обслуживанию автотранспортных средств, использующих КПГ, ед.; 6) создание интерактивной карты расположения объектов инфраструктуры отрасли КПГ на территории Республики Дагестан и ее последующая актуализация, до 2 ед.; 7) создание до 937 новых рабочих мест; 8) увеличение протяженности межпоселковых газопроводов на 266,07 км; 9) увеличение протяженности внутрипоселковых газопроводов на 114,14 км; 10) увеличение количества газифицированных природным газом населенных пунктов на 6 ед.; 11) увеличение количества газифицированных домовладений на 2690 ед.; 12) строительство и ввод в эксплуатацию новых зарядных станций для транспортных средств с электродвигателями, единиц |
I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Ежегодно количество автотранспортных средств на территории республики увеличивается в среднем на 3 - 4 процента. В связи с этим существует устойчивая потребность в высококачественном моторном топливе с улучшенными экологическими характеристиками. В качестве такого топлива оптимально использование КПГ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 767-р "О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива, в том числе природного газа, в качестве моторного топлива" определены приоритетные векторы развития рынка КПГ. Президентом Российской Федерации В.В.Путиным утвержден перечень поручений по итогам совещания по вопросу расширения использования газа в качестве моторного топлива от 18 мая 2018 г. N Пр-743, исполнение которого предусматривает создание необходимой инфраструктуры развития рынка КПГ и определение стимулирующих мер поддержки.
Учитывая, что в себестоимости продукции (товаров, услуг) затраты на приобретение моторного топлива могут достигать 35 процентов, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива (стоимость 1 куб. метра КПГ по республике в 3,2 раза ниже стоимости 1 литра дизельного топлива) для предприятий и организаций имеет важное социально-экономическое значение.
Отечественная и зарубежная практика подтверждает эксплуатационные и экологические преимущества метана при использовании его в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива, конкурентоспособность КПГ.
В целом по республике доля выбросов автомобильным транспортом вредных (загрязняющих) веществ в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет более 60 процентов.
Содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей с бензиновым двигателем, переоборудованным для работы на КПГ (при этом возможность работы на бензине сохраняется), на 70 процентов меньше, чем у бензиновых двигателей, и на 53 проц. меньше, чем у дизельных. При этом в таких выхлопных газах содержится в десять раз меньше оксида углерода, в два раза меньше окислов азота и практически отсутствует сажа.
Таким образом, расширение использования данного вида топлива позволит значительно снизить загрязнение окружающей среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ, в 1,5 - 2 раза уменьшится суммарная токсичность выхлопных газов (высокое содержание водорода в КПГ обеспечивает более полное его сгорание, что способствует снижению уровня угарного газа в выхлопных газах).
Темпы перехода различных видов транспорта на использование ГМТ во многом зависят от наличия в регионе газозаправочной и сервисной инфраструктуры.
В Республике Дагестан созданы предпосылки для развития газификации автотранспорта. Имеется разветвленная сеть газопроводов высокого, среднего и низкого давления, накоплен опыт переоборудования и эксплуатации легковых и грузовых автомобилей и автобусов на КПГ. Создано 15 пунктов переоборудования транспортных средств, в каждом из которых с 2018 по 2020 год, в среднем, переоборудовано около 150 автотранспортных средств.
Одним из приоритетных направлений развития и улучшения социально-экономической ситуации в Республике Дагестан является дальнейшая газификация населенных пунктов.
Уровень газификации составляет 77,8 процента. Сетевой природный газ используют порядка 607,7 тыс. абонентов - физических лиц и 13,8 тыс. предприятий различных форм собственности. Общее потребление природного газа составляет 2,6 млрд куб. м ежегодно. Степень износа объектов газовой инфраструктуры в Республике Дагестан составляет 40 процентов.
Реализация мероприятий по газификации населенных пунктов Республики Дагестан, предусмотренных Программой, позволит улучшить социально-инвестиционный климат республики и качество жизни населения республики, повысить надежность газоснабжения потребителей.
Достигнутые за период 2014 - 2020 годов результаты в сфере газификации подтверждают, что реализация мероприятий по газификации невозможна без применения программно-целевого метода, который позволит объединить отдельные мероприятия, консолидировать бюджетные (разных уровней) и внебюджетные источники финансирования, добиться мультипликативного эффекта, выраженного в развитии и модернизации газификации населенных пунктов, создании благоприятного инвестиционного климата.
Программа предусматривает системный подход к реализации конкретных приоритетных направлений, целевое определение мероприятий по указанным направлениям, которые на сегодняшний день и в среднесрочной перспективе имеют реальные возможности для развития. Программа как базовый документ позволяет сконцентрировать усилия и финансовые ресурсы на достижении поставленных целей.
Вместе с тем для снижения уровня углеродных выбросов в атмосферу идет активное развитие электротранспорта. В настоящее время доля использования электромобилей в России составляет порядка 0,1 процента от всего автопарка. По мнению многих аналитиков в данной сфере, толчком для развития электротранспорта в России может стать развитие зарядной инфраструктуры.
Путем различных исследований было подтверждено, что эффективность использования энергии электромобилями выше, следовательно, они выбрасывают меньше парниковых газов и других загрязнений, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. На каждые 100 километров, пройденных на автомобиле с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, расходуется 26 МДж для добычи топлива из недр и доставки до бака автомобиля и еще 142 МДж на его передвижение. Электромобиль, заряженный электроэнергией, добытой путем сжигания углеводородов, преодолевающий ту же дистанцию, расходует 74 МДж на добычу топлива из недр, выработку и доставку электроэнергии до батарей электроавтомобиля и всего 38 МДж на передвижение.
На пути увеличения парка электромобилей остается один экономический барьер - высокая цена электромобилей (в основном за счет стоимости батареи) и два технологических барьера - недостаточный запас хода и слабо развитая зарядная инфраструктура. Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с закупкой оборудования объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта и технологическим присоединением объектов зарядной инфраструктуры к электрическим сетям, позволят развить зарядную инфраструктуру для электротранспорта.
Общие риски недостижения данных показателей:
неполное или недостаточное финансирование мероприятий Программы из республиканского бюджета Республики Дагестан, что повлечет за собой увеличение сроков строительства объектов, закупок и невыполнение мероприятий в установленные сроки, а также корректировку целевых индикаторов эффективности реализации Программы, что потребует внесения изменений в Программу в части технических характеристик объектов строительства и реконструкции параметров закупок;
макроэкономические риски, связанные с нестабильностью в экономике, что может привести к вынужденным изменениям приоритетов финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан.
Управление рисками реализации Программы будет осуществляться путем координации деятельности участников Программы.
В целях минимизации рисков в процессе реализации Программы предусматриваются:
оперативный мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных Программой;
своевременная корректировка показателей и объемов финансирования;
совершенствование методологии планирования показателей Программы.
II. Приоритеты и цели государственной политики
в топливно-энергетическом и коммунальном комплексах,
прогноз развития и планируемые макроэкономические
показатели по итогам реализации Программы,
основные цели и задачи Программы
В основу приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы заложен принцип управления рисками развития энергетики на основе матричного соотнесения параметров приоритетных отраслей топливно-энергетического комплекса, а также принцип учета региональных особенностей, защиты государством прав и законных интересов участников деятельности в сфере промышленности.
Основными целями Программы являются: