В рамках кадровой политики актуализируются и вводятся новые компетенции работников жилищно-коммунальной сферы в связи с внедрением цифровизации с 2019 года.
Однако, следует понимать, что содержание жилищного фонда и объектов коммунальной инженерной инфраструктуры в каждом из муниципальных образований республики различно по техническому состоянию и уровню инженерного благоустройства, а также сложно заменить такие наиболее востребованные в сфере жилищно-коммунального хозяйства профессии, как слесарь-сантехник или электромонтажник, обслуживающие инженерные системы внутри зданий, в связи с этим практикуется совмещение профессий работниками.
На предприятиях республики, осуществляющих свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, более 10% работников прошли повышение квалификации, ведется мониторинг прогнозирования кадровой потребности для отрасли, а также практикуется заключение договоров на целевое обучение по образовательным программам высшего образования.
Вызовами в данной сфере являются:
внедрение в сферу жилищно-коммунального хозяйства новых технологий, автоматизации и цифровизации поднимает на новый уровень требования к компетенциям кадрового состава организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
дефицит профессиональных кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обусловленный низкой привлекательностью рабочих мест и связанный с невысоким уровнем оплаты труда основных профессий рабочих (дворники, водители и т.д.).
Задачами в данной сфере являются:
развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд отрасли жилищно-коммунального хозяйства;
повышение уровня компетенций руководителей и специалистов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, профильных ведомств.
Для решения указанных задач предусмотрены следующие мероприятия:
мониторинг прогнозирования кадровой потребности для отрасли;
развитие схем и форматов подготовки кадров по программам дополнительного профессионального образования (краткосрочного обучения и переобучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки) по профильным направлениям с учетом современных потребностей отрасли;
синхронизация существующих инструментов государственной поддержки развития образования и кадрового обеспечения с потребностями отрасли жилищно-коммунального хозяйства;
вовлечение работодателей в процесс подготовки специалистов;