Недействующий


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 1 июля 2022 года N 01/1404


Об утверждении в новой редакции Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 07.06.2023 N 02/1425.
____________________________________________________________________



В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24.01.2022 N 01/148 "Об утверждении Дорожной карты по совершенствованию и развитию механизмов управления качеством образования в Челябинской области в 2022 году", с целью совершенствования системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области в контексте треков развития региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования


ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить в новой редакции Концепцию выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области (далее - Концепция).


2. Считать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01.02.2021 N 01/253 "Об утверждении Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области".


3. Управлению общего образования (Выдря Н.М., Гажа И.П., Исанкина А.А.), управлению профессионального образования (Статирова О.И.), отделу воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся (Моисеева С.А.) обеспечить применение утвержденной Концепции при осуществлении деятельности по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в системе образования Челябинской области.


4. Определить региональным координатором сопровождения внедрения Концепции государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей" (Рузаева И.А.).


5. Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению "Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей" (Рузаевой И.А.):


обеспечить условия реализации Дорожной карты внедрения Концепции в 2022 - 2024 гг. на основе взаимодействия с организациями и структурами Министерства образования и науки Челябинской области в 2022 году;


разработать показатели мониторинга эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в образовательных организациях, а также в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, Челябинской области (мониторинг) в срок до 15 июля 2022 года.


6. Руководителям областных государственных образовательных организаций дополнительного образования ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (Хохлов А.В.), ГБУ ДПО "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.), ГБУ ДПО "Челябинский институт развития профессионального образования" (Сичинский Е.П.) обеспечить внедрение Концепции по закрепленным направлениям в рамках системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в системе образования Челябинской области.


7. Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:


обеспечить условия внедрения утвержденной Концепции в рамках муниципальных механизмов управления качеством образования;


информировать руководителей подведомственных образовательных организаций об утвержденной в новой редакции Концепции и обеспечить условия ее применения в рамках совершенствования внутренних систем оценки качества образования.


8. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Челябинской области Е.А. Коузову.



Министр образования и науки
Челябинской области
А.И.КУЗНЕЦОВ



Утверждена
приказом
Министерства
образования и науки
Челябинской области
от 1 июля 2022 г. N 01/1404



Концепция выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области



1. Общие положения


Актуальность обновления Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области


Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи относится к числу приоритетных направлений государственной политики в области российского образования. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года" поставлена задача: сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанную на принципах справедливости, всеобщности и направленную на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Признание важности этой работы нашло свое отражение в нормативно-правовых документах федерального уровня. Мероприятия для реализации поставленной Президентом задачи отражены в федеральном проекте "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".


Региональная политика по решению указанной задачи в первую очередь нашла отражение в Концепции сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей в Челябинской области на 2012 - 2020 годы, которая стала эффективным механизмом для формирования системы работы по указанному направлению и позволила создать условия для функционирования многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды, в том числе для интеграции образовательных организаций региона, для поддержки и развития способных и талантливых детей и молодежи.


На данный момент в системе общего образования региона, по данным ГИС "Образование в Челябинской области", основные общеобразовательные программы с углубленным изучением отдельных предметов и профильным изучением предметов реализуются в 775 классах, в которых обучается 18444 обучающихся 5 - 11 классов, что позволяет учитывать образовательные потребности обучающихся, их индивидуальные возможности, интересы семьи и создает условия для осознанного выбора обучающимися траектории дальнейшего образования и выбора будущей профессиональной деятельности. Кроме того, в Челябинской области на базе общеобразовательных организаций функционируют 40 предметных лабораторий, которые являются базовыми экспериментальными площадками по вопросам поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи на основе индивидуализации их обучения.


Одним из приоритетных механизмов по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в региональной образовательной системе является участие обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников (далее - ВсОШ), которая проводится в Челябинской области по 24 олимпиадным предметам. Подготовка к участию во ВсОШ носит системный характер и осуществляется через учебно-тренировочные сборы по подготовке к региональному и заключительному этапам олимпиады, через муниципальные очно-заочные школы олимпиадного резерва.


Одной из инновационных форм подготовки к предметным олимпиадам школьников в региональной системе образования относятся выездные многопрофильные школы, которые организуются прежде всего на базе общеобразовательных организаций и позволяют обучающимся активно погружаться в изучение интересующих их предметов. К преподаванию в таких школах привлекаются не только ведущие педагоги школ, но и вузовские преподаватели, кандидаты, доктора наук, что, безусловно, является мощным фактором формирования полинасыщенной интеллектуальной среды для поддержки и развития талантов и способностей у обучающихся. За пределами Челябинской области хорошо известны авторские предметные школы - инженерно-физическая школа "Рысь-2" и химико-биологическая школа "УРОБОРОС", участие в которых принимают обучающиеся как Челябинской области, так и Уральского Федерального округа, Российской Федерации. Стоит отметить, что деятельность таких школ нацелена не только на подготовку к достижению высоких олимпиадных результатов; не менее значимыми задачами для организаторов, педагогов данных школ являются задачи подготовки участников к исследовательской и проектной деятельности, решение задач по профессиональной ориентации обучающихся, их социализации через сочетание углубленного изучения профильных дисциплин с системной психологической подготовкой, направленной на формирование коммуникативных компетенций участников.


Подтверждением эффективности, сложившейся на региональном уровне системы подготовки обучающихся Челябинской области к участию во ВсОШ, служит тот факт, что по количеству победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников Челябинская область в течение последних лет стабильно входит в десятку лучших регионов Российской Федерации.


Еще одной образовательной инициативой, направленной на раннее выявление способностей и талантов у детей и молодежи, является областная олимпиада школьников. Организатор мероприятия - Министерство образования и науки Челябинской области; олимпиада проводится по 11 предметам, список которых утверждается ежегодно организатором. Необходимо отметить, что особенное внимание в ряду предметов, по которым проводится областная олимпиада школьников, уделяется предметам, отражающим национально-региональный компонент Челябинской области, - это олимпиады по татарскому языку и литературе, по башкирскому языку и литературе. Победители и призеры областного этапа областной олимпиады школьников по этим предметам ежегодно принимают участие в межрегиональных и международных этапах указанных олимпиад (г. Казань, г. Уфа) и становятся их победителями и призерами. Областная олимпиада школьников входит в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, утверждаемых ежегодно приказом Министерством просвещения Российской Федерации. Результаты участия школьников Челябинской области в областной олимпиаде школьников вносятся в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, Образовательного фонда "Талант и успех".


Создание условий для реализации талантов и способностей у детей и молодежи с интеллектуальной, музыкальной, художественной и спортивной одаренностью в региональной системе образования обеспечивается в первую очередь деятельностью организаций системы дополнительного образования. В Челябинской области функционируют 263 организации дополнительного образования, а охват детей услугами дополнительного образования в возрасте от 5 до 18 лет составляет 82,7 % (данные ГИС "Образование в Челябинской области") от общего количества детей, проживающих в регионе. На базе указанных организаций реализуются программы естественнонаучной, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, социально-педагогической и туристско-краеведческой направленности. Благодаря организациям дополнительного образования проводится значительное количество региональных конкурсов, действуют научные общества обучающихся, в целом - реализуются успешные практики по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи. Деятельность детских технопарков "Кванториум", центров цифрового образования "IT-куб" позволяет удовлетворить интерес школьников к сфере высоких цифровых технологий, стимулирует их участие в проектах научно-технической направленности, решает задачу по популяризации технических и инженерных специальностей, запрос на которые определяется спецификой Челябинской области как промышленного региона.


С 2020 года координатором деятельности со способными и талантливыми детьми является региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области "Курчатов Центр" (далее - "Курчатов Центр"), созданный по модели Образовательного центра "Сириус" (г. Сочи) (поручение Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N ПР-2346 (пункт 4б)). Цель деятельности "Курчатов Центра" - создание в Челябинской области единой образовательной среды, объединяющей в системе дополнительного образования подготовку школьников по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство", формирование единого информационного и научно-методического пространства региона по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в области науки, спорта и искусства. В рамках направления "Наука" школьники участвуют в проектной и исследовательской деятельности, проходят обучение по интенсивным образовательным программам и готовятся к олимпиадам и конкурсам муниципального, регионального и всероссийского уровня под руководством лучших педагогов области и России. На площадках "Курчатов Центра" открыты лаборатории для изучения физики, химии, биологии, информатики и промышленной робототехники. Направление "Искусство" реализуется по программам "Изобразительное искусство", "Театральное искусство", "Инструментальное исполнительство", "Хореография", "Декоративно-прикладное искусство". Направление "Спорт" представлено в "Курчатов Центре" теми видами спорта, которые в Челябинской области зарекомендовали себя как наиболее востребованные, - "Хоккей", "Шахматы", "Дзюдо" и "Конькобежный спорт".


В своей деятельности "Курчатов Центр" реализует 119 дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ как в очной форме, так и с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Принципы межведомственного и межуровневого взаимодействия при формировании системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи реализуются через формирование и развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций Челябинской области (на данный момент заключено 38 Соглашений о сотрудничестве).


Вопросы научно-методического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи, оперативного и превентивного повышения квалификации педагогов, руководителей образовательных организаций решаются в образовательной системе Челябинской области за счет привлечения научного и методического потенциала организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, таких как ФГАОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский институт)", ФГБОУ ВО "Челябинский государственный университет", ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова", ГБУ ДПО "Региональный центр оценки качества и информатизации образования", ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" и других. Использование возможностей сетевого межуровневого и межведомственного взаимодействия образовательных организаций Челябинской области создает условия для изучения, обобщения, распространения успешных практик по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в образовательном пространстве региона, для формирования единой информационной среды научно-методического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи.


Вместе с тем в региональной системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи существует ряд проблем:


недостаточное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов образовательных организаций, научных организаций, организаций культуры и спорта, реального сектора экономики Челябинской области для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;


неравномерный охват детей услугами дополнительного образования в различных муниципальных образованиях Челябинской области;


недостаточно разработанные подходы (нормативные, информационные, содержательные) к формированию единой базы данных способных и талантливых детей и молодежи Челябинской области;


недостаточно развитая система реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе с особыми образовательными потребностями;


недостаточный уровень профессионального мастерства педагогических, школьных управленческих команд региональной системы образования в части владения психолого-педагогическими компетенциями, позволяющими эффективно осуществлять выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи;


недостаточный уровень сформированности системы государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей и молодежи;


недостаточный уровень сформированности информационной среды научно-методического сопровождения выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области.


Указанные проблемы, а также временные ограничения реализации Концепции сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей в Челябинской области (2012 - 2020 годы) определяют актуальность разработки концептуального документа регионального уровня по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, в котором будут учтены:


тренды в сфере образования, определяющие приоритеты в части выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;


актуальная нормативная база федерального и регионального уровней, в соответствии с которой будут развиваться условия для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей и молодежи на основе учета их потребностей, в первую очередь через развитие системы дополнительного образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»