(с изменениями на 13 ноября 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 09.08.2023 N 358-п, от 13.11.2023 N 545-п)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2022 N 2253 "Об утверждении Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" Правительство Ивановской области постановляет:
Утвердить региональную программу "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры Ивановской области на 2023 - 2027 годы" (прилагается).
Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 - 2027 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 09.08.2023 N 358-п, от 13.11.2023 N 545-п)
Наименование региональной программы | региональная программа "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры Ивановской области на 2023 - 2027 годы" (далее - региональная программа) |
Основание для разработки региональной программы | Поручение Президента Российской Федерации от 24.08.2022 Пр-1483ГС; |
Ответственный исполнитель региональной программы | Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент) |
Соисполнители региональной программы | органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области; Департамент энергетики и тарифов Ивановской области |
Цели региональной программы | повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг |
Задачи региональной программы | модернизация систем коммунальной инфраструктуры в целях повышения качества и надежности предоставляемых услуг населению |
Целевые показатели региональной программы | численность населения, для которого улучшится качество коммунальных услуг; протяженность замененных инженерных сетей; уровень аварийности коммунальной инфраструктуры |
Сроки и этапы реализации региональной программы | 2023 - 2027 годы, реализуется в два этапа: 1 этап: 2023 - 2024 годы; 2 этап: 2025 - 2027 годы |
Объемы и источники финансирования региональной программы | объем финансового обеспечения составляет 853686161,86 руб., в том числе по источникам финансирования: средства публично-правовой компании Фонд развития территорий (далее - Фонд) - 583500000,00 руб.; средства областного бюджета, в том числе на дополнительное финансирование (в счет компенсации внебюджетных источников), - 270186161,86 руб.; внебюджетные источники - 0,00 руб.; по годам реализации региональной программы: 2023 год: средства Фонда - 100000000,00 руб.; средства областного бюджета, в том числе на дополнительное финансирование (в счет компенсации внебюджетных источников), - 34408602,15 руб.; внебюджетные источники - 0,00 руб.; 2024 год: средства Фонда - 483500000,00 руб.; средства областного бюджета, в том числе на дополнительное финансирование (в счет компенсации внебюджетных источников), - 235777559,71 руб.; внебюджетные источники - 0,00 руб.; 2025 год: средства Фонда - 0,00 руб.; средства областного бюджета, в том числе на дополнительное финансирование (в счет компенсации внебюджетных источников) - 0,00 руб.; внебюджетные источники - 0,00 руб.; 2026 год: средства Фонда - 0,00 руб.; средства областного бюджета, в том числе на дополнительное финансирование (в счет компенсации внебюджетных источников) - 0,00 руб.; внебюджетные источники - 0,00 руб.; 2027 год: средства Фонда - 0,00 руб.; средства областного бюджета, в том числе на дополнительное финансирование (в счет компенсации внебюджетных источников) - 0,00 руб.; внебюджетные источники - 0,00 руб. |
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 13.11.2023 N 545-п) | |
Ожидаемые результаты реализации региональной программы | протяженность замененных инженерных сетей к 2027 году - 18,78 км; численность населения Ивановской области, для которого улучшено качество жилищно-коммунальных услуг в 2027 году, - 9885 человек; снижение уровня аварийности коммунальной инфраструктуры в 2027 году на 11,8%; прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод, к 2027 году на 328,5 тыс. куб. м/год |
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 09.08.2023 N 358-п) |
Значительная часть систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций. Причиной такого положения, в первую очередь, является недостаточная эффективность деятельности организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности систем инженерно-технического обеспечения и внедрению новых технологий при их строительстве и эксплуатации, отсутствие сформированной системы технического обследования объектов коммунальной инфраструктуры.
Актуальной остается проблема ветшания сетей инженерно-технического обеспечения. Высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях инженерно-технического обеспечения, а также причиной их высокой аварийности.
Высокая изношенность коммунальной инфраструктуры, отставание темпов замены сетей инженерно-технического обеспечения от требуемого согласно нормативному сроку их службы, высокая аварийность являются следствием значительного недоинвестирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
По оперативным сведениям муниципальных образований Ивановской области, по состоянию на 01.01.2022 износ объектов теплоснабжения составляет 66,2%, объектов водоснабжения - 75,9%, водоотведения - 76,9%.
Необходимо обеспечить проведение мероприятий по замене ветхих сетей инженерно-технического обеспечения в муниципальных образованиях Ивановской области, в том числе с привлечением бюджетных средств, средств Фонда, а также внебюджетных источников финансирования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, что потребует оптимальных тарифных решений, гарантирующих необходимый уровень внебюджетных инвестиций.
Отдельной важной задачей является тарифная политика.
Обеспечением обновления инфраструктуры и гарантированного возврата вложенных инвестиций должна стать сбалансированная и экономически обоснованная тарифная политика, включающая в себя разработку сбалансированной модели тарифного регулирования в сфере коммунального хозяйства, основанная на следующих базовых принципах:
запрет пересмотра и корректировки тарифов и долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства в течение долгосрочного периода;
сохранение экономии, полученной в результате проведения мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры, внедрения новых технологий и сокращения неэффективных расходов при достижении ими плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности систем инженерно-технического обеспечения;
обеспечение учета объективных условий функционирования организаций жилищно-коммунального хозяйства, таких как масштаб деятельности, обеспеченность собственными ресурсами, фактическое состояние коммунальной инфраструктуры и технические возможности оптимизации;
закрепление долгосрочных гарантий возврата и доходности инвестиций (в том числе за счет достигаемых в результате реализации проектов эффектов (дополнительной прибыли) для потребителей), формирование стабильного инвестиционного цикла регулируемых организаций с ориентацией на применение российских материалов и технологий в проектах модернизации коммунальной инфраструктуры.
Текущее состояние систем централизованного теплоснабжения характеризуется недостаточными показателями надежности, энергоэффективности и экологичности, в связи с чем необходимо обеспечить масштабную модернизацию действующих мощностей систем теплоснабжения.
Задачами в сфере водоснабжения являются надежное обеспечение потребителей качественной питьевой водой, а также снижение неконтролируемого аварийного износа сетей водоснабжения, приводящего к большим потерям.
Задачами в сфере водоотведения являются снижение негативного воздействия на окружающую среду путем повышения качества очистки сточных вод, а также снижение неконтролируемого аварийного износа сетей водоотведения, приводящего к попаданию неочищенных стоков на рельеф местности и в водные объекты.
В Региональную программу включены мероприятия по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с учетом следующих критериев:
объекты имеют высокий физический износ, в связи с чем требуют модернизации в приоритетном порядке;
на объектах коммунальной инфраструктуры, подлежащих модернизации, наблюдается наибольшее количество аварий и инцидентов;
мероприятия региональной программы отвечают требованиям Правил N 2253;
реализация включенных мероприятий позволит обеспечить достижение целевых показателей;
мероприятия отвечают требованию по сроку реализации, который не превышает 2-х лет.
В соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке региональной программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, утвержденными президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (протокол от 22.12.2022 N 88), в региональную программу включены мероприятия по строительству, реконструкции систем (в том числе отдельных объектов систем теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, ливневой канализации (включая отдельные объекты таких систем)), по реализации которых даны поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а в отношении линейных объектов - мероприятия по их капитальному ремонту.
В соответствии с поручением председателя Правительства Российской Федерации от 18.03.2019 N ДМ-П9-1990р необходимо строительство очистных сооружений в п. Палех и поручением Президента Российской Федерации от 15.02.2023 N Пр-323 в г. Кинешме необходимо строительство централизованной системы водоотведения.
Транспортировка и очистка сточных вод в п. Палех осуществляется посредством единой централизованной системы, включающей в себя инженерные сети, 5 канализационных насосных станций и очистные сооружения. На сегодняшний день общий конгломерат обслуживаемого населения п. Палех составляет более 7000 человек.
Очистные сооружения представляют собой поля фильтрации, срок эксплуатации которых превысил 50 лет. Применяемая схема на действующих очистных сооружениях морально устарела и не позволяет довести качество сбрасываемых на рельеф сточных вод до действующих нормативов. Инженерные коммуникации и канализационные насосные станции имеют высокий физический износ и находятся в аварийном состоянии.
Проект "Строительство очистных сооружений канализации в п. Палех Палехского района Ивановской области" направлен на модернизацию всей существующей системы водоотведения п. Палех.
В первую очередь в рамках проекта будет модернизирована система очистки сточных вод. Новый блок очистных сооружений, включающий в себя механическую и биологическую очистку, очистку от взвешенных веществ на микрофильтрах, обезвоживание и обеззараживание, позволит производить глубокую и качественную очистку стока.
Кроме того, модернизации подвергнется система транспортировки сточных вод. В рамках проекта будет выполнена полная реконструкция подводящих сетей хозяйственно-бытовой канализации, четырех канализационных насосных станций (далее - КНС) и строительство новой КНС, что в совокупности приведет к повышению надежности эксплуатируемой системы водоотведения и снижению ее аварийности.
В городском округе Кинешма создается централизованная система водоотведения, которая объединит два муниципальных образования - города Кинешма и Наволоки. Разрозненная система водоотведения города Кинешмы, состоящая из 10 локальных подсистем, также будет объединена в единую сеть. Все сточные воды от обоих муниципальных образований Ивановской области будут проходить нормативную очистку на новых очистных сооружениях г. Кинешма, строительство которых осуществляется в рамках федерального проекта "Оздоровление Волги".
Абзацы пятнадцатый - шестнадцатый утратили силу. - Постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2023 N 545-п.
Характеристика объектов региональной программы изложена в приложении 1 к региональной программе.
Совокупный объем финансового обеспечения региональной программы определен в соответствии с Правилами N 2253 как сумма объема финансовой поддержки на реализацию региональной программы согласно решению президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации на реализацию региональной программы, объема средств бюджета Ивановской области, объема средств бюджетов муниципальных образований Ивановской области, являющихся участниками программы, объема средств внебюджетных источников на реализацию региональной программы.
Доля финансовой поддержки за счет средств Фонда является одинаковой для всех муниципальных образований Ивановской области и составляет не более 74,4%. Софинансирование за счет средств бюджета Ивановской области составляет не менее 25,6%.
Предельный уровень софинансирования объема расходного обязательства муниципального образования Ивановской области определяется в соответствии с пунктом 5.1 постановления Правительства Ивановской области 23.03.2016 N 65-п "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области".