Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года (с изменениями на 7 июня 2024 года)



Образование


Значение показателя "Уровень образования" в Забайкальском крае (59,4%) значительно ниже, чем по Дальневосточному федеральному округу (69,3%) и Российской Федерации (74,9%). Это обусловлено рядом причин, которые сдерживают развитие системы образования в целом.


Основными проблемами образовательных учреждений всех уровней (дошкольного, общего, дополнительного образования детей, СПО и высшего образования) являются:


1) высокий уровень износа инфраструктуры. Сохраняется потребность в создании новых мест в образовательных организациях (2,5 тыс. в детских садах и около 24 тыс. в школах, создание 70 школьных спортивных залов, организации отдыха и оздоровления круглогодичного действия) и проведении капитальных ремонтов существующих зданий (182 детских сада, 420 школ, 24 учреждения СПО, 64 учреждения дополнительного образования детей);


2) дефицит кадров. Фактическая укомплектованность учителями составляет 62%. Наибольшее количество вакансий учителей в 2021/2022 и 2022/2023 учебных годах приходится на математику, иностранные языки, русский язык и литературу. Численный состав педагогических работников образовательных организаций с учетом имеющихся вакансий (490 ед.) и недостаточного количества молодых педагогов не позволяет в полной мере обеспечивать развитие приоритетных направлений развития образования. При этом действенные меры поддержки педагогов отсутствуют;


3) заработная плата ниже среднего уровня по ДФО. В 2021 году заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений в Забайкальском крае составила 39 тыс. руб., средняя по ДФО - 63 тыс. руб., средняя по РФ - 44 тыс. руб.


В результате из-за дефицита современных мест дошкольного образования около 15% детей не могут своевременно приступить к прохождению обучения, а их молодые родители не могут выйти на работу, что создает социальное напряжение.


Сохраняется отток выпускников из региона: по окончании 9 классов 15% выпускников уезжают в другие регионы, 11 классов - 37%;


4) привлекательность вузов Забайкальского края ниже, чем в ДФО и России.


Для повышения конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования и развития профессионального образования в крае в стратегической перспективе приоритетами развития образования должны быть определены:


повышение удовлетворенности населения качеством дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, формирование нового образованного и социализированного поколения жителей Забайкальского края;


усиление интеграции образования с региональной экономикой, приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда через участие работодателей в разработке программ подготовки специалистов, в организации и реализации учебного процесса, осуществление оценки качества подготовки специалистов и присвоение квалификации с участием работодателей, целевую поддержку перспективных образовательных программ и проектов, работающих на потребности экономики и социальной сферы края;


развитие международного и расширение межрегионального сотрудничества в системе образования, как общего, так и профессионального;


разработка Стратегии инновационного развития Забайкальского края на период до 2025 года на перспективу до 2035 года с включением задач участия региона в технологических платформах на территории России.


Одним из основных инструментов, обеспечивающих развитие научно-инновационной сферы региона, является преобразование фундаментальных знаний, поисковых научных исследований и прикладных научных исследований в продукты и услуги, способствующие достижению лидерства российских (региональных) компаний на перспективных рынках в рамках как имеющихся, так и возникающих (в том числе и после 2035 года) приоритетов, должна стать Национальная технологическая инициатива (региональный сегмент).