Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года (с изменениями на 7 июня 2024 года)



6.5. Территориальная организация оказания услуг отраслей социальной сферы


К 2022 году в Забайкальском крае сохраняется высокий уровень межмуниципального социально-экономического неравенства. Существует реальное понимание невозможности создания качественно одинаковых условий проживания на всей территории края, но выравнивание процесса получения базовых услуг отраслей социальной сферы - это первоочередная задача органов власти и местного самоуправления. Согласно рейтингу российских регионов по качеству жизни Забайкальский край за последний год показал положительную динамику: с 84 места переместились на 81 место.


В данном процессе немаловажную роль играет фактор удаленности муниципальных образований, поэтому для региона существует потребность в повышении автономности многих муниципальных образований.


По итогам анализа удаленности муниципальных образований на территории с "высоким" разбросом поселений (далеко от Читы) проживает около 15% всего населения края (159 тыс. чел.), на территории с компактным разбросом поселений (далеко от Читы) проживает 22% населения (236 тыс. чел.), на территориях в относительной близости от Читы и с компактным разбросом поселений сосредоточено 30% населения (321 тыс. чел.). То есть 37% населения Забайкальского края проживает на территориях, удаленных от Читы (более 300 км), что составляет практически 60% всех муниципальных районов и городов. Возможность релокации поселений в настоящее время отсутствует, поэтому для выравнивания условий предоставления базовых услуг необходимо заложить разные подходы к определению автономности поселений для разных муниципальных районов.


В зависимости от удаленности населенных пунктов и количества населения, проживающего на соответствующей территории, предлагается выделить группы муниципальных районов (округов) с различной степенью автономности населенных пунктов:


1) максимальная автономность поселений должна быть обеспечена для Газимуро-Заводского, Сретенского, Хилокского районов и Тунгокоченского округа;


2) отдельные автономные населенные пункты (объединения населенных поселений) должны быть на территории Красночикойского, Шилкинского, Читинского, Чернышевского, Могочинского районов, Каларского округа;


3) централизация основных услуг в административном центре и организация их подвоза должна быть обеспечена в Краснокаменском, Забайкальском, Балейском, Борзинском, Петровск-Забайкальском, Агинском и Калганском районах.


Целью направления является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Забайкальского края, направленного на сокращение межрайонных различий в качестве жизни населения.


Основные задачи для достижения цели:


1) преодоление инфраструктурных ограничений в социальной сфере;


2) снижение внутрирегиональных различий в предоставлении услуг отраслей социальной сферы.


В настоящее время на территории Забайкальского края с применением средств федерального бюджета (планы социального развития центров экономического роста и объекты социальной инфраструктуры в рамках реализации Комплексной программы ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края) реализуются проекты по строительству, ремонту и оснащению объектов социальной инфраструктуры.


Предлагается пересмотреть подход к финансированию подобных проектов с учетом следующих предложений:


1) для предоставления высококвалифицированных услуг отраслей социальной сферы, которые предоставляются в настоящее время только в Чите, выделить 10 населенных пунктов приоритетного развития по географическому принципу: пгт. Новая Чара, г. Шилка, г. Нерчинск, Чернышевск, г. Чита, пгт. Агинское, г. Петровск-Забайкальский, г. Краснокаменск, г. Борзя, пгт. Забайкальск;