Населенные пункты, расположенные в центральной части Забайкальского края, имеют наиболее высокую транспортную доступность автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта. Для населенных пунктов, расположенных в южных и северных районах, характерна менее развитая транспортная инфраструктура, что ограничивает возможности для реализации их экономического потенциала и отражается на качестве жизни населения. Это особенно важно для севера края, где сосредоточены основные запасы полезных ископаемых.
На 1 января 2022 года в Забайкальском крае доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, не отвечающих нормативным требованиям, составляла 66,6%, для автомобильных дорог местного значения - 52,9% (данные форм федерального статистического наблюдения 1-ДГ "Сведения об автомобильных дорогах общего пользования и сооружениях на них федерального, регионального или межмуниципального значения" и 3-ДГ(мо) "Сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и искусственных сооружениях на них, находящихся в собственности муниципальных образований").
Доля транспортного комплекса в ВРП края находится на уровне 18%. Объем перевозок грузов автомобильным транспортом в 2021 году составил 19,5 млн. тонн, грузооборот автомобильного транспорта - 427 млн. т-км. Железнодорожным транспортом в 2021 году было перевезено 152 654 тыс. т грузов.
Реализация транзитного потенциала Забайкальского края в результате переориентации грузопотока с европейского направления на восточное в рамках курса внешнеэкономической политики России требует развития пунктов пропуска. На 2021 год пропускная способность пунктов пропуска составляла 18,2 млн. тонн.
Целью направления является удовлетворение потребностей экономики и населения Забайкальского края в качественных и безопасных транспортных услугах с учетом переориентации товарооборота на страны АТР.
Основные задачи для достижения цели:
1) развитие и приведение в нормативное состояние сети региональных и местных дорог, развитие транспортного сообщения между населенными пунктами. Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях;
2) обеспечение устойчивого транспортного сообщения малонаселенных территорий края, удаленных от единой региональной транспортной сети, с административным и районными центрами;
3) увеличение грузооборота участков БАМа и Транссиба на территории Забайкальского края;
4) ликвидация одноуровневых пересечений автомобильных дорог, пешеходных переходов и железных дорог;
5) развитие приграничной транспортной инфраструктуры для сокращения длительности прохождения пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (не более трех часов на автомобильных пунктах пропуска и не более шести часов на железнодорожных пунктах пропуска);
6) развитие транспорта общего пользования.
Для достижения поставленных задач предусмотрено строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на данных дорогах, развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.
Обеспечение устойчивого транспортного сообщения малонаселенных территорий края реализуется путем реконструкции и строительства аэродромов и аэропортов, развития внутрирегиональных маршрутов.