Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года (с изменениями на 7 июня 2024 года)


Таблица 10. Структура ВРП Забайкальского края, %

Вид экономической деятельности

2018

год

2020

год

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

5,0

3,9

Добыча полезных ископаемых

14,4

25,9

Обрабатывающие производства

2,6

2,2

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

4,2

3,2

Строительство

4,7

6,1

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств

9,8

8,3

Транспортировка и хранение

19,2

13,7

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

10,8

9,5

Образование

6,5

5,7

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

7,1

6,2

Прочие

15,7

15,3


На долю предприятий по добыче полезных ископаемых по итогам 2021 года приходится 75,5% объема промышленного производства. Из общего объема добываемых ресурсов около 80% составляют металлические руды. В 2018 - 2021 годы сектор демонстрирует наиболее динамичное развитие - объем производства вырос на 25,0%, что на 19,8 процентного пункта превышает его динамику в целом по стране и на 13,3 процентного пункта по макрорегиону.


В обрабатывающем производстве, на долю которого в структуре промышленности края приходится 11,0%, за анализируемый период наблюдается сокращение объемов производства на 1,4%.


Электроэнергетика с долей 12,3% также является значимым сектором промышленности края. Темп роста по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" за четыре года составил 100,9% к уровню 2017 года.


Транспортный комплекс Забайкальского края включает железнодорожный, автомобильный, воздушный и речной виды транспорта. Основной вклад вносят грузовые железнодорожные перевозки, на долю которых по итогам 2020 года приходится 75% добавленной стоимости, формируемой сектором.


На территории края проходят участки Забайкальской железной дороги (Транссиба) и Восточно-Сибирской железной дороги (БАМа). По состоянию на 1 января 2021 года эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования на территории края составляет 2 397,5 км. При этом их плотность - 56 км на 10 тыс. кв. км территории, что сопоставимо со среднероссийским значением (51 км на 10 тыс. кв. км территории). Подавляющая часть грузопотоков по железнодорожной сети края носит транзитный характер, объем перевозок грузов отправителей края железнодорожным транспортом вырос с 12,7 млн. тонн в 2018 году до 15,7 млн. тонн в 2021 году. Объем перевозок пассажиров за этот же период снизился с 2 до 1,8 млн. человек в год.


По данным за 2021 год общая протяженность автомобильных дорог в крае составляет 22 688,1 км, из которых 65,7% имеют твердое покрытие, что ниже, чем по стране (70,7%) и в федеральном округе (67,0%). Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в крае составляет 34,5 км на 1 тыс. кв. км (в Российской Федерации - 64,6 км на 1 тыс. кв. км, в макрорегионе - 12,4). По качеству дорог регион отстает от показателей по стране, но опережает показатели по макрорегиону. В крае 52,9% дорог регионального, межмуниципального и местного значения не соответствует нормативным требованиям, по стране их доля составляет 47,0%, в федеральном округе - 53,7%.


Доля сельского хозяйства в ВРП края невысока - 3,9%, при этом доля занятых по виду экономической деятельности "Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях" в 2020 году составила 6,2% общего числа занятых в экономике края, что больше, чем в среднем по стране (5,8%) и макрорегиону (4,1%).


Край занимает лидирующие позиции в федеральном округе по выращиванию рапса (99,9% урожая макрорегиона в 2021 году), гречихи (52,2%) и овса (46,3%), а также является самым крупным из регионов федерального округа производителем скота и птицы на убой (24,8%).


Важнейшими факторами, определяющими экономическую динамику региона, являются инвестиционные ресурсы. Инвестиционная активность в крае в последние годы росла темпами, опережающими динамику по стране и федеральному округу (таблица 11). За период 2018 - 2021 годов прирост инвестиций в основной капитал составил 26% за счет уверенного роста капиталовложений в 2020 и 2021 годах.


Приоритетными секторами экономики Забайкальского края для инвестиционных вложений являются промышленность, транспортировка и хранение. За 2018 - 2021 годы инвестиции в добычу полезных ископаемых составили 129,2 млрд. рублей, или 29,3% общего объема инвестиций в основной капитал в крае, в обрабатывающие производства - 87,1 млрд. рублей, или 19,7%, транспортировку и хранение - 121,7 млрд. рублей, или 27,6% (таблица 11). Основной объем вложений в транспортировку и хранение осуществляется в деятельность, связанную с грузовыми перевозками железнодорожным транспортом.


В течение анализируемого периода в направлениях инвестиционных процессов отмечается структурный сдвиг на развитие обрабатывающих производств при сокращении доли вложений в добычу полезных ископаемых.