Бюджетная и налоговая политика Сахалинской области направлена на системную работу по совершенствованию качества управления общественными финансами, созданию условий по увеличению доходной части консолидированного бюджета Сахалинской области, оптимизации бюджетных расходов, повышению эффективности межбюджетных отношений и усилению контроля за расходованием бюджетных средств.
В структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Сахалинской области порядка 60% составляют доходы, связанные с реализацией Соглашений о разделе продукции. В целях повышения эффективности использования доходного потенциала ненефтегазовых отраслей экономики налоговая политика области ориентирована на сохранение мер, направленных на обеспечение экономического роста, поддержку предпринимательской и инвестиционной активности, в том числе за счет механизма предоставления налоговых льгот, которые в перспективе позволят обеспечить рост налогооблагаемой базы и прирост налоговых поступлений в бюджет области.
Для повышения качества бюджетного планирования, предотвращения необоснованных расходов областного бюджета Сахалинской области, а также повышения их эффективности разработана нормативно-правовая база регулирования процессов планирования и исполнения областного бюджета Сахалинской области с учетом комплексного подхода к автоматизации бюджетного процесса в Сахалинской области.
Средний уровень качества финансового менеджмента главных распределителей средств областного бюджета за 2021 год составил 86 баллов, что является высокой оценкой качества финансового менеджмента. Доля главных распорядителей средств областного бюджета, имеющих высокое качество финансового менеджмента, за последние три года увеличена на 29 процентов, что свидетельствует о повышении качества выполнения бюджетных полномочий и использования государственных ресурсов.
В целях комплексной автоматизации финансово-хозяйственной деятельности организаций бюджетной сферы принята нормативно-правовая база реализации проектирования цифровой платформы и определены принципы и единые требования создания цифровой платформы. Процесс автоматизации финансово-бюджетной сферы Сахалинской области в государственном секторе по состоянию на 1 января 2023 года не завершен, необходимо широкое внедрение роботизированных систем, ускорение процессов принятия финансовых решений, повышение качества управления финансовыми потоками, улучшение системы мониторинга и контроля за бюджетными расходами.
В Сахалинской области с 2017 года реализуется программа развития инициативного бюджетирования, приняты порядки предоставления субсидий на реализацию практик инициативного бюджетирования в Сахалинской области. За последние шесть лет реализовано 280 проектов по поддержке местных инициатив (инициативных проектов), 653 проекта "Молодежный бюджет" и 16 проектов "Развитие территорий". В настоящее время практикой инициативного бюджетирования охвачены все муниципальные образования Сахалинской области.
Для повышения финансовой обеспеченности местных бюджетов переданы подлежащие зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджет субъекта Российской Федерации, транспортный налог и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 100%, а также 30% налога на имущество организаций. Кроме того, в Сахалинской области установлены размеры нормативов отчислений в местные бюджеты выше уровня, предусмотренного Бюджетным кодексом Российской Федерации, по налогу на доходы физических лиц - на 5%, по доходам от акцизов на нефтепродукты - на 10%. В целях содействия сбалансированности и повышения самостоятельности местных бюджетов ежегодно из областного бюджета Сахалинской области предоставляется нецелевая финансовая помощь муниципальным образованиям Сахалинской области. Предоставление целевых межбюджетных трансфертов осуществляется по единым стандартизованным порядкам, установлены предельные уровни софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, соглашения заключаются в соответствии с типовой формой.
В рамках повышения качества управления муниципальными финансами министерством финансов Сахалинской области осуществляется проведение ежегодного мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, а также ежеквартальный мониторинг исполнения соглашений, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, в том числе соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
Долговая политика Сахалинской области является неотъемлемой частью финансовой политики региона. Управление государственным долгом осуществляется путем проведения мероприятий по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, обслуживанию и погашению долга. Результатом эффективного управления государственным долгом Сахалинской области является его снижение в два раза (по состоянию на 1 января 2023 года государственный долг Сахалинской области составил 2,5 млрд рублей). Структура государственного долга оптимальна и состоит из долговых обязательств по бюджетному кредиту на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
В рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, ежегодно составляемом Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) по заказу Министерства финансов Российской Федерации, Сахалинская область сохраняет свои позиции в числе регионов-лидеров в течение последних шести лет. По результатам мониторинга за 2022 год Сахалинская область вошла в группу регионов с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных.
Ежегодно проводится комплекс мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности, внедрение и развитие образовательных программ по повышению финансовой грамотности различных целевых аудиторий населения Сахалинской области с учетом их возрастных, социальных, профессиональных и образовательных отличий, развитие движения волонтеров финансового просвещения, информирование различных (включая социально уязвимые) групп населения Сахалинской области. Участниками образовательных, просветительских и информационных мероприятий становятся не только школьники и студенты, но и взрослое население области, в том числе жители отдаленных сел и районов.
В целях предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок ежегодно проводятся контрольные мероприятия в органах государственной власти на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации и в муниципальных образованиях на предмет правомерности расходования межбюджетных трансфертов.
Тем не менее существует ряд проблем, требующих реформирования системы управления общественными финансами:
- высокая зависимость доходов бюджета от внешних экономических условий (объем добычи, цена на нефть и газ, курс национальной валюты к доллару США);