Действующий

Об утверждении стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (с изменениями на 26 июля 2024 года)



Глава 12. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТРАСЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА


Цифровизация в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве является передовым инструментом достижения стратегических целей и национальных задач. Целевым ориентиром мероприятий цифровой трансформации являются формирование и развитие цифровой системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства, городского и жилищно-коммунального хозяйства, отвечающей современным отраслевым вызовам.


В результате перехода на цифровые технологии проектирования и управления производственными и эксплуатационными процессами, внедрения цифровых решений, обеспечения цифрового взаимодействия с заказчиками, подрядчиками и конечными потребителями продукции и услуг, а также с финансово-кредитными и институциональными организациями повышаются качество управленческих решений, прозрачность и доступность выполняемых работ и услуг, сокращаются сроки их оказания, снижается себестоимость, что приводит к повышению инвестиционной привлекательности строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.


Разработаны нормативные правовые акты, обеспечивающие возможность использования технологии информационного моделирования не только в практической деятельности проектных и строительных организаций, но и при взаимодействии с органами власти, осуществляющими полномочия по проведению государственной экспертизы проектной документации, государственного строительного надзора, выдаче разрешений на строительство.


Функционируют: государственная информационная система "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства", автоматизированная информационная система публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - система Фонда), государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, единая информационная система жилищного строительства, федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве, информационно-аналитическая система управления инвестиционно-строительными проектами.


(в ред. Распоряжения Правительства Иркутской области от 18.12.2023 N 841-рп)


Наличие таких реестров и систем является основой для формирования единой цифровой среды, позволяющей обеспечить создание информационных систем, при условии применения технологий информационного моделирования, переводимых в ресурс информации об объектах капитального строительства на всем протяжении жизненного цикла.


При помощи алгоритмов машинного обучения в единой информационной системе жилищного строительства реализован мониторинг объектов строительства с целью выявления возможных срывов сроков ввода в эксплуатацию, а также сформирована интегральная аналитическая платформа.


Взаимодействие участников отрасли с различными органами управления. Наиболее массовыми операциями являются: выдача градостроительного плана земельного участка, выдача разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, получение уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также процедуры в области экспертизы и строительного надзора.


Обеспечение завершения проводимых мероприятий в совокупности с созданием единой прогнозно-аналитической вертикали в строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства позволит снизить административную нагрузку в рамках процедур, связанных с инвестиционно-строительным циклом, сократить транзакционные издержки взаимоотношений агентов и обеспечить оперативную и эффективную систему принятия управленческих решений на всех уровнях.


Цифровизация процедур в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве направлена как на решение конкретных отраслевых задач, так и на достижение показателей непосредственно "цифровой зрелости".


"Цифровая зрелость" отрасли строительства находится на недостаточном уровне, что обусловлено рядом объективных причин:


неоднородность уровня использования цифровых решений в регионах;


отсутствие возможности отслеживания применения сквозной технологии информационного моделирования в различных информационных системах.


Большая часть показателей для оценки "цифровой зрелости" связана с внедрением технологий информационного моделирования, при этом обязательность использования технологий информационного моделирования для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, закреплена на законодательном уровне лишь с 1 января 2022 г. Также одной из причин является низкая материально-техническая и кадровая готовность как на региональном уровне, так и по отраслям.