Сегодня строительная отрасль сталкивается с вызовами, преодолев которые можно значительно повысить ее эффективность и увеличить вклад в экономику страны. Существенное повышение эффективности использования средств, вовлеченных в инвестиционно-строительный цикл, возможно за счет системных мер совершенствования нормативно-правового регулирования отрасли.
В 2021 году изменениями в законодательство о градостроительной деятельности установлен закрытый универсальный перечень этапов и мероприятий реализации проекта по строительству объекта капитального строительства. Ранее такие этапы и мероприятия устанавливались в исчерпывающих перечнях процедур применительно к различным объектам капитального строительства. Например, в жилищном строительстве нужно было осуществить более 90 процедур в зависимости от вида объекта капитального строительства. Сегодня для объектов капитального строительства всех видов установлен универсальный перечень из 32 мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства.
Для всех субъектов Российской Федерации исключается возможность установления дополнительных мероприятий, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также в 2021 году Правительством Российской Федерации утвержден исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами и необходимых застройщику, техническому заказчику для реализации проекта по строительству объектов капитального строительства, предусматривающий 989 позиций. В 2022 году данный перечень сокращен до 751 позиции.
При этом за предъявление требований о получении дополнительных документов, не предусмотренных перечнем, установлена административная ответственность. Полномочиями по контролю за соблюдением новых требований наделена Федеральная антимонопольная служба.
Также в 2021 - 2022 годах завершен очередной этап унификации правил подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, приняты прозрачные правила переноса (выноса) сетей инженерно-технического обеспечения, предусматривающие баланс интересов застройщиков и сетевых организаций.
Вызовами являются:
избыточное количество документов, сведений, материалов, согласований;
около 50 процентов общих сроков инвестиционно-строительного цикла занимает прохождение бюрократических процедур;
дублирование предоставления застройщиком одной и той же информации в различные ведомства на разных этапах строительства.
Задачами являются:
оптимизация процедуры, сокращение сроков инвестиционно-строительного цикла строительства объектов капитального строительства, включая промышленные объекты;
снижение административной нагрузки на строительный бизнес, в том числе за счет совершенствования условий и сокращения сроков подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Предусмотрены следующие мероприятия: