Объем российского экспорта строительных услуг по итогам 2021 года составил 5,76 млрд. долларов США, что на 22,6 процента выше уровня 2020 года. Значительный прирост экспорта обусловлен восстановлением экономической активности и снятием ограничений, введенных в период распространения новой коронавирусной инфекции - COVID-19.
Наиболее перспективными (базовыми) направлениями в российском экспорте строительных услуг продолжают оставаться строительство атомных электростанций, оказание комплекса услуг по строительству инфраструктурных объектов (энергетических, транспортных, производственных), участие в реализации инфраструктурных проектов на евразийском пространстве.
Вызовами являются:
значительные барьеры выхода на зарубежные рынки строительных услуг, различия строительных правил и норм, производственных стандартов, ограничения на длительное пребывание, перемещение персонала;
слабая видовая диверсификация строительных услуг и снижающаяся ценовая конкурентоспособность российских поставщиков;
высокая степень зарегулированности отрасли оказывает негативное влияние на конкурентоспособность и экспортный потенциал строительных компаний;
отсутствие эффективного продвижения строительных и инжиниринговых услуг российских подрядных организаций и специалистов при реализации крупных инфраструктурных проектов за рубежом.
Задачами являются:
поддержка развития технологических разработок в сфере строительства и инжиниринга, повышающих конкурентоспособность на зарубежных рынках;
создание условий для сотрудничества крупных строительных компаний и компаний малого и среднего предпринимательства;
создание благоприятного режима для привлечения российских субподрядчиков, поставщиков строительных товаров, услуг и технологий, в том числе из сферы малого и среднего предпринимательства, к реализации проектов флагманских отечественных компаний за рубежом.
Предусмотрены следующие мероприятия:
проработка механизмов включения субъектов малого и среднего предпринимательства в технологические цепочки зарубежных компаний и лидеров российского рынка, работающих за рубежом;
гармонизация технических стандартов и регулирования со странами Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС и другими;