____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Новгородской области от 11.10.2024 N 484, вступившего в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 14.10.2024).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 8 декабря 2023 года)
(в ред. постановлений Правительства Новгородской области от 31.07.2023 N 339, от 08.12.2023 N 543)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечнем государственных программ Новгородской области, утвержденным распоряжением Правительства Новгородской области от 02.09.2013 N 99-рг, Правительство Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новгородской области "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры Новгородской области на 2023 - 2027 годы" (далее государственная программа).
2. Опубликовать постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Губернатор Новгородской области
А.С.НИКИТИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 - 2027 ГОДЫ"
(в ред. постановлений Правительства Новгородской области от 31.07.2023 N 339, от 08.12.2023 N 543)
(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 08.12.2023 N 543)
Ответственный исполнитель государственной программы | министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области (далее министерство) |
Соисполнители государственной программы | администрации муниципальных образований Новгородской области (по согласованию) |
Цель государственной программы | повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг на территории Новгородской области |
Задача государственной программы | обеспечение реализации мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры на территории Новгородской области |
Сроки реализации государственной программы | 2023 - 2027 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы с разбивкой по годам реализации | объемы финансирования за счет всех источников - 161490,36 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2023 год - 27410,47 тыс. рублей; 2024 год - 134079,89 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; 2027 год - 0,0 тыс. рублей; из них: областной бюджет - 25570,52 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 4339,87 тыс. рублей; 2024 год - 21230,65 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; 2027 год - 0,0 тыс. рублей; средства публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее Фонд) - 109000,0 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 18500,0 тыс. рублей; 2024 год - 90500,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; 2027 год - 0,0 тыс. рублей; местный бюджет - 26919,84 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 4570,6 тыс. рублей; 2024 год - 22349,24 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; 2027 год - 0,0 тыс. рублей; внебюджетные источники - 0,0 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; 2027 год - 0,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы | увеличение численности населения, для которого улучшится качество коммунальных услуг, до 1047 человек; увеличение протяженности замены инженерных сетей до 7,29 км; снижение аварийности коммунальной инфраструктуры на 14,0 % |
Техническое состояние инженерных сетей и сооружений водопроводного и канализационного хозяйства (далее ВКХ) в Новгородской области характеризуется высоким уровнем износа. Инженерные сети и сооружения ВКХ не могут в полной мере обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и водоснабжению населения. В ряде населенных пунктов области в подземных артезианских водах присутствуют железо, соли жесткости и другие химические элементы, концентрации которых зависят от природного геохимического фона горных пород, в которых находятся подземные воды, и других гидрогеологических факторов.
В отдельных населенных пунктах Новгородской области артезианские воды с повышенным содержанием указанных химических элементов являются единственным источником водоснабжения населения. Во исполнение санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства источники питьевого водоснабжения должны иметь организованные зоны санитарной охраны с предварительной разработкой проектов таких зон. Предприятия ВКХ вынуждены "балансировать" между соблюдением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства со значительными затратами на эти цели и приведением в технически исправное состояние морально и физически устаревших инженерных сетей и сооружений ВКХ.
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (далее Управление Роспотребнадзора по области), по состоянию на 1 января 2021 года питьевую воду надлежащего качества, отвечающую требованиям безопасности, из систем централизованного водоснабжения потребляют 74,7 % населения Новгородской области, 83,0 % городского населения.
На качество питьевой воды в Новгородской области влияет неудовлетворительная ситуация с водопроводными сооружениями и разводящими инженерными сетями. Каждый второй водопровод необходимо оснастить комплексом очистных сооружений.
Средний износ коммунальной инфраструктуры по объектам водоснабжения Новгородской области составляет 80,4 %, в том числе инженерных сетей - 86,0 %, по объектам канализационного хозяйства - 81,6 %, в том числе инженерных сетей - 84,9 %. По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области, на 2021 год нуждаются в замене 1376 км уличной водопроводной сети, 474,1 км уличной канализационной сети. Вследствие износа растет количество сбоев и аварий в коммунальных системах, увеличиваются сроки их ликвидации и стоимость ремонтов.
Развитие систем централизованного теплоснабжения зачастую приходит в противоречие с низким уровнем эксплуатационной надежности тепловых сетей и значительной величиной тепловых потерь в них.
В системах централизованного теплоснабжения наиболее слабым звеном является транспортировка тепла по трубопроводам, при которой теряется значительное количество тепловой энергии. Вследствие применения материалов ненадлежащего качества срок службы тепловых сетей снизился до 10 - 15 лет, а циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения - до 3 - 6 лет. Уровень физического износа объектов коммунальной инфраструктуры у крупнейшей теплоснабжающей организации общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Компания Новгородская" составляет 52,2 %, в том числе инженерных сетей - 62,3 %.
(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 08.12.2023 N 543)
Решение задачи, определенной государственной программой, осуществляется в рамках приоритетных направлений социально-экономического развития Новгородской области, определенных Стратегией социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года, утвержденной областным законом от 04.04.2019 N 394-ОЗ, и предполагает реализацию мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях увеличения численности населения, для которого улучшится качество коммунальных услуг, увеличения протяженности замены инженерных сетей, снижения аварийности коммунальной инфраструктуры.
При финансовой поддержке Фонда в рамках государственной программы планируется реализовать мероприятия по модернизации следующих объектов коммунальной инфраструктуры:
1. В Новгородском муниципальном районе:
"Строительство водопровода в д. Трубичино, Новгородского района".
Необходимость строительства водопровода обусловлена обязательством Администрации Новгородского муниципального района организовать водоснабжение жилых домов от д. 22 до д. 190, находящихся на четной стороне в д. Трубичино, согласно решению Новгородского районного суда от 02.04.2019 N 2а-1187/2019.
2. В Солецком муниципальном округе Новгородской области:
2.1. "Капитальный ремонт водопровода через реку Шелонь диаметром 110 мм протяженностью 300 м (в 2-х трубном по 150 м)".
Необходимость капитального ремонта водопровода обусловлена повреждением водопроводной линии (дюкера), проходящей под р. Шелонь и снабжающей водой микрорайон "Заречье" в г. Сольцы. В настоящее время водоснабжение микрорайона осуществляется по дюкеру, имеющему 100 % износ. Аварийная ситуация может повлечь отключение потребителей от центрального водоснабжения (многоквартирные дома, угольные котельные общества с ограниченной ответственностью "Топливная компания "Новгородская", здание Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Солецкому району Новгородской области);
2.2. "Строительство водопроводной сети от водоочистной станции г. Сольцы до д. Сосновка Солецкого района".
Строительство водопровода до д. Сосновка Солецкого муниципального округа Новгородской области необходимо для улучшения водоснабжения населения Солецкого муниципального округа Новгородской области, в том числе в д. Сосновка, д. Малое Заборовье, д. Большое Заборовье. Согласно гидрологическому заключению акционерного общества "Институт Новгородинжпроект" имеющиеся на территории данных населенных пунктов колодцы снабжаются от подземных источников водой, непригодной для питья.
Совокупный объем финансового обеспечения государственной программы, объемы средств финансовой поддержки Фонда, средств областного бюджета, средств местных бюджетов, средств внебюджетных источников определены в соответствии с пунктом 14 Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2022 года N 2253 (далее Правила предоставления).
Предельная стоимость мероприятий государственной программы определяется на основании предварительного расчета стоимости с использованием сметных норм, стоимости проектов-аналогов, укрупненных нормативов цены строительства, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
В целях соблюдения условия предоставления финансовой поддержки, предусмотренного четвертым абзацем подпункта "б" пункта 8 Правил предоставления, Новгородская область и муниципальные образования Новгородской области принимают обязательства по осуществлению в году, следующем за годом завершения соответствующих мероприятий государственной программы, расчетов за коммунальные ресурсы с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета в не менее чем 90 % многоквартирных домов от общего количества многоквартирных домов, подключенных (технологически присоединенных) к объектам коммунальной инфраструктуры, в отношении которых реализуются мероприятия государственной программы, муниципальных программ.
Установку коллективных (общедомовых) приборов учета планируется осуществить за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме.
Количество многоквартирных домов, планируемых к оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета, определяется с учетом сведений ресурсоснабжающих организаций, сведений по оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, содержащимися в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
К рискам реализации государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести операционные риски и финансовый риск.
В рамках группы операционных рисков можно выделить 2 основных - риск ответственного исполнителя и организационный риск.
Риск ответственного исполнителя обусловлен большим количеством соисполнителей государственной программы. Недостаточная квалификация и (или) недобросовестность соисполнителей может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению мероприятий государственной программы.
Организационный риск связан с тем, что обеспечение реализации мероприятий государственной программы зависит от принятия организационных решений и требует четкой координации деятельности соисполнителей государственной программы и отлаженных административных процедур, отсутствие которых может привести к задержкам в реализации государственной программы, срыву сроков и результатов выполнения отдельных мероприятий.
Операционные риски могут быть оценены как умеренные.
Финансовый риск связан с возможным финансированием государственной программы в неполном объеме. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности срока реализации государственной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения средств федерального бюджета, возникновения необходимости выполнения дополнительных работ, при которых возможно возникновение непредвиденных расходов, удорожание стоимости материалов. Данный риск можно считать высоким.
Реализации государственной программы также угрожают риски, которыми невозможно управлять, - ухудшение состояния экономики и форс-мажорные обстоятельства.
Ухудшение состояния экономики может привести к ухудшению основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и бюджетных доходов. Риск для реализации государственной программы может быть оценен как высокий.