ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2023 года N 188


Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие образования в Республике Дагестан"

(с изменениями на 4 июня 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 14.08.2023 N 333, от 12.10.2023 N 402, от 29.12.2023 N 541, от 05.04.2024 N 94, от 04.06.2024 N 154)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Дагестан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Развитие образования в Республике Дагестан".


2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.



Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.АБДУЛМУСЛИМОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 12 мая 2023 г. N 188



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 29.12.2023 N 541, от 05.04.2024 N 94, от 04.06.2024 N 154)



Стратегические приоритеты государственной программы Республики Дагестан "Развитие образования в Республике Дагестан"



1. Оценка текущего состояния сферы образования Республики Дагестан



Дошкольное образование


В Республике Дагестан функционирует 1171 образовательная организация, реализующая программы дошкольного образования, с охватом 111886 детей, из них 14046 детей в возрасте от 0 до 3 лет и 95563 - в возрасте от 3 до 7 лет, 2277 - старше 7 лет.


Доступность дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 8 лет в республике составляет 84,48 процента, для детей от 2 месяцев до 3 лет - 62,73 процента, для детей от 3 лет до 7 лет - 88,67 процента.


В очереди на зачисление в дошкольные организации остаются 20562 ребенка, из них 8346 - в возрасте от 0 до 3 лет, 12211 - в возрасте от 3 до 7 лет.


В рамках исполнения майских указов Президента Российской Федерации по достижению 100-процентной доступности дошкольного образования в республике ведется активная работа, в том числе по развитию альтернативных форм охвата детей дошкольным образованием. Так, в 98 общеобразовательных организациях созданы группы кратковременного и полного дня для детей дошкольного возраста, которыми охвачено свыше 1280 воспитанников.


В Республике Дагестан создана комфортная среда для развития негосударственного сектора в системе образования, что выражается в ежегодном увеличении количества частных образовательных организаций.


В 85 частных лицензированных дошкольных образовательных организациях 11091 ребенок охвачен дошкольным образованием.


Министерством образования и науки Республики Дагестан инициируются и поддерживаются наиболее оптимальные способы и формы повышения доступности и улучшения качества дошкольного образования. Так, в Карабудахкентском, Табасаранском и Левашинском районах практикуется аренда и выкуп частных домов под муниципальные дошкольные образовательные организации.


В рамках реализации мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет в дошкольных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография", и в соответствии с заключенными между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан соглашениями предусмотрено строительство 62 объектов дошкольного образования на 9590 мест.



Общее образование


Стратегической целью развития системы образования Республики Дагестан является формирование комфортной образовательной среды, направленной на выявление и развитие потенциала личности, формирование общеобразовательных и профессиональных компетенций личности, обеспечивающих ее конкурентоспособность на мировом уровне, адаптированных к инновационным изменениям современной экономики на базе создания единой образовательной платформы с участием образовательных организаций.


Основными направлениями развития системы общего образования Республики Дагестан являются:


создание условий для устойчивого развития системы образования Республики Дагестан с учетом потребностей общества в соответствии с приоритетными направлениями развития Республики Дагестан;


развитие кадрового потенциала образовательных организаций Республики Дагестан путем совершенствования системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников, формирования механизма прогнозирования, мониторинга государственного регулирования подготовки специалистов, получающих среднее профессиональное образование в соответствии с потребностями рынка труда Республики Дагестан, стимулирования их деятельности;


развитие кадрового потенциала руководящих работников для опережающего обеспечения потребностей кадровых ресурсов в системе образования республики;


развитие системы дошкольного образования, обеспечивающей образование и воспитание детей дошкольного возраста с учетом традиций, обычаев народов Дагестана, а также требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольных организаций;


обеспечение соответствия государственных и муниципальных услуг в сфере образования запросам личности, кадровым потребностям рынка труда, создание условий для всесторонней подготовки обучающихся к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению на основе усиления взаимосвязи образовательных организаций, производственных структур;


обеспечение права на доступное качественное образование обучающихся сельских общеобразовательных организаций, в том числе путем использования дистанционных образовательных технологий и верифицированного образовательного контента, определения эффективных механизмов организации образовательного процесса, интеграции и кооперации образовательных организаций разных типов;


развитие региональной системы оценки качества образования;


создание благоприятных условий для обучения на родных языках, изучение культурно-исторического наследия народов Дагестана;


создание условий для обеспечения роста качества, а также повышения эффективности управленческой деятельности в образовательных организациях;


создание и модернизация инфраструктуры системы образования в соответствии с требованиями современного общества;


обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня, интеграция образовательной и воспитательной деятельности;


развитие системы инклюзивного образования путем обеспечения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов специальных условий для получения образования и условий доступности объектов в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, укомплектования образовательных организаций штатами учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов-психологов;


создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);


развитие частного сектора в образовании путем создания равных условий для всех участников образовательного процесса;


формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;


развитие конкурентоспособной системы образования Республики Дагестан;


формирование цифровой образовательной среды, в том числе обеспечение эффективного управления образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов.


В Республике Дагестан функционирует 1407 школ с общим контингентом 481 тыс. обучающихся. За последние пять лет контингент обучающихся увеличился на 87 тыс. человек. Согласно демографическому прогнозу, количество обучающихся к 2025 году достигнет 492 тыс. человек (прирост 11 тыс. обучающихся к контингенту 2023 года), к 2030 году - до 470 тыс. обучающихся.


Из 1407 школ: типовых - 553, приспособленных - 667, сборно-щитовых - 157, арендованных - 30. Из них 143 школы аварийные со 184 аварийными зданиями, требуется капитальный ремонт 868 зданий 714 школ. Типовые пищеблоки имеют 344 (24,5 процента) школы, 952 (67,8 процента) школы имеют приспособленные пищеблоки, 106 (7,6 процента) школ - арендованные помещения под пищеблоки. Спортивные залы имеются в 619 школах (44,1 процента), отсутствуют в 784 школах (55,9 процента).


620 общеобразовательных организаций (44,2 процента) функционируют в двухсменном режиме обучения. Количество обучающихся во вторую смену составляет 145,6 тыс. человек. Вместе с тем 473 школы (33,7 процента) являются малокомплектными с контингентом обучающихся 20 тыс. человек (4,3 процента).


Увеличение контингента обучающихся требует необходимость не только модернизации существующей сети образовательных организаций, но и ее значительного расширения за счет строительства новых школ.


За период с 2021 года по сентябрь 2023 года в Республике Дагестан введено в эксплуатацию и начато фактическое функционирование 31 общеобразовательной организации на 12162 ученических места.


В 2023 - 2025 годах в рамках федеральных и республиканских программ продолжается строительство 58 общеобразовательных организаций на 21852 ученических места.


Планируется ввод в эксплуатацию 35 объектов на 14216 ученических мест до конца 2023 года, 18 школ на 6176 ученических мест - в 2024 году, 4 школ на 1160 ученических мест - до конца 2025 года, 1 школы на 300 ученических мест - в 2026 году.


Работа, проводимая в школах, ориентирована на создание одинаковых условий на всей территории республики для повышения качества образования как единого целенаправленного образовательного процесса воспитания и обучения, что невозможно осуществить без перехода от формирования понятийного мышления в младшей школе к деятельностной модели в средней.


Самыми массовыми по охвату из всех оценочных процедур являются всероссийские проверочные работы. Основная их задача - своевременная диагностика уровня достижения предметных и метапредметных образовательных результатов, информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ всех ступеней общего образования. Результаты всероссийских проверочных работ при объективном их проведении должны коррелироваться с результатами государственной итоговой аттестации.


Анализ результатов единого государственного экзамена последних 3 лет показывает стабильный рост средних баллов по большему числу предметов.


Министерством образования и науки Республики Дагестан ведется работа по обеспечению перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в общеобразовательных организациях республики и внедрению во все организации дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования федеральных основных образовательных программ.


Решение образовательных задач требует мобилизации всех ресурсов системы образования - кадровых, организационных, информационных и финансовых, но прежде всего особое внимание должно быть обращено на содержание образовательного процесса, обеспечение соответствия содержания обучения и воспитания на всех ступенях системы образования.



Среднее профессиональное образование


Система профессионального образования Республики Дагестан представлена 108 образовательными организациями (включая филиалы), в том числе 73 профессиональными образовательными организациями (далее - ПОО) и 35 образовательными организациями высшего образования (далее - вузы). Численность обучающихся в них составляет более 120 тыс. человек, из них 80 тыс. обучаются по программам среднего профессионального образования (что составило 2,04 процента от контингента обучающихся по Российской Федерации в целом). Образовательные программы среднего профессионального образования (далее - ОП СПО) реализуются также в 15 вузах (включая филиалы). В общем итоге ОП СПО реализуют 77 организаций в республике.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»