Согласно Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р, более 40 процентов линейных объектов коммунальной инфраструктуры нуждается в обновлении, ежегодно около 3 процентов сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения признается аварийными, при этом обновляется не более 1 - 2 процентов.
Большинство систем коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Волгоградской области были введены в эксплуатацию в период с 1950 по 1980 годы и построены без учета современных требований к энергетической эффективности. Примененные ранее технологии и оборудование приводят к увеличению потерь тепловой энергии, снижению температурного режима в жилых помещениях, повышению объемов водопотребления, загрязнению водных источников недостаточно очищенными сточными водами, что влечет за собой снижение качества коммунальных услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Согласно данным территориального органа федеральной службы региональной статистики по Волгоградской области, коммунальная инфраструктура муниципальных образований, расположенных на территории Волгоградской области, характеризуется высоким, более чем 60-процентным, износом основных фондов и значительными издержками на производство услуг.
По итогам 2021 года на территории Волгоградской области нуждается в замене: тепловых сетей - 1982,2 километра (44 процента от общей протяженности 4506,66 километра), водопроводных сетей - 5392 километра (45,1 процента от общей протяженности 11951,95 километра), канализационных сетей - 1094,6 километра (36,3 процента от общей протяженности 3011,71 километра). Утечка и неучтенный расход воды в 2021 году составил - 45593,6 тыс. куб. метров, потери тепловой энергии - 1853,7 тыс. Гкал. Согласно данным, внесенным в систему "Мониторинг и контроль устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства", число аварий и инцидентов на источниках теплоснабжения, паровых и тепловых сетях составило 132, на водопроводных сетях - 179, на канализационных сооружениях - 4.
Ограничение роста тарифов на услуги организаций коммунального комплекса привело к снижению их доходной части, одновременно к росту себестоимости коммунальных услуг в связи с удорожанием энергоносителей и к сокращению расходов на ремонтные и восстановительные работы коммунальной инфраструктуры.
Высокий объем задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства региона сдерживает процесс модернизации инженерных сетей и оборудования, а также внедрение в эту сферу инновационных технологий, что негативно сказывается на качестве жилищно-коммунальных услуг.
Приоритетными мерами для повышения качества предоставляемых услуг являются снижение количества аварий и потерь в сетях путем увеличения объемов ремонта, реконструкции и замены сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с применением современных материалов и технологий.
Коммунальное хозяйство является одним из наиболее капиталоемких секторов экономики. Многие инвестиционные проекты имеют значительный срок окупаемости, что делает их непривлекательными для частных инвесторов. Возможности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций ограничены. Организации коммунального комплекса также не в состоянии реализовывать без финансовой поддержки капиталоемкие проекты.