3.10. Информация о потребности создания, ремонта и содержания транспортных путей на период действия разрабатываемого лесного плана Тюменской области
В Тюменской области основным способом доставки древесины и продуктов ее переработки до конечного потребителя является ее транспортировка по дорогам различного назначения и разного типа дорожного покрытия: железным, автомобильным (с твердым покрытием, грунтовые); общего пользования и узкоспециализированным (лесохозяйственные, лесовозные, зимники).
Достаточно развитая сеть дорог является залогом эффективного управления лесными ресурсами и работы всего лесного комплекса. Повышение плотности дорожной сети в отрасли позволяет снизить затраты на заготовку лесной продукции, повысить продуктивность леса, обеспечить выполнение лесовосстановительных работ, проведение рубок ухода и санитарных рубок, а также улучшить условия охраны леса от вредителей и пожаров. До 30 - 40% стоимости лесопродукции составляют транспортные расходы.
Дороги общего пользования по интенсивности движения и грузонапряженности подразделяют в соответствии со СНиП 2.05.02-85 на дороги пяти категорий (I, II, III, IV, V) и подъездные пути. Лесовозные автомобильные дороги в соответствии со СНиП 2.05.07-85 делят на магистрали (I-л, Н-л, Ш-л, IV-л, V-л), ветки и усы. Лесохозяйственные дороги в соответствии с ВСН 07-82 подразделяют на три типа.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р установлено, что лесные дороги являются объектами лесной инфраструктуры.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Тюменской области утвержден постановлением Правительства Тюменской области от 02.09.2008 N 260-п.
При транспортировке древесины и для осуществления мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на землях лесного фонда Тюменской области эксплуатируется 33638,0 км дорог различных категорий.
Средняя плотность дорог составляет 3,0 км на 1000 га территории лесного фонда, что ниже нормативного показателя в 3,3 раза. В разрезе лесничеств плотность дорог варьирует в значительных пределах - от 0,5 км на 1000 га (Уватское лесничество) до 21,1 км на 1000 га (Бердюжское лесничество). Показатель плотности дорог, соответствующий нормативу или превышающий его, в Тюменской области достигнут в 5 лесничествах из 22.
Протяженность железных дорог на землях лесного фонда составляет 32 км, зимников - 3571,6 км. Абсолютное большинство транспортных путей относится к автомобильным дорогам. Из них дороги с твердым покрытием имеют протяженность 8971,1 км.
В зависимости от вида дорожного покрытия на землях лесного фонда преобладают грунтовые дороги. Их общая протяженность составляет 21063,3 км или 62,6% от общей протяженности дорог. Сведения о протяженности автомобильных дорог с грунтовым покрытием и их характеристика приведены в таблице 3.10.1.
Таблица 3.10.1 - Характеристика автомобильных дорог с грунтовым покрытием в лесничествах Тюменской области
Наименование лесничества | Протяженность автомобильных дорог с грунтовым покрытием, км | |||||
по типам лесохозяйственных дорог | лесовозные | общего пользования | ||||
I | II | III | ||||
Абатское | Всего | - | - | - | - | 215,0 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 215,0 | |
Армизонское | Всего | 188,2 | - | - | 0,5 | 281,1 |
В т.ч. круглогод. <*> | 188,2 | - | - | 0,5 | 281,1 | |
Аромашевское | Всего | - | 255,8 | 137,8 | - | 393,7 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 393,7 | |
Бердюжское | Всего | 282,0 | 285,0 | 562,3 | - | 102,0 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 102,0 | |
Вагайское | Всего | 395,5 | 527,3 | 659,2 | 615,4 | 369 |
В т.ч. круглогод. <*> | 132,4 | 338,6 | - | - | 369 | |
Викуловское | Всего | 325,9 | 359,0 | - | - | - |
В т.ч. круглогод. <*> | 325,9 | 359,0 | - | - | - | |
Голышмановское | Всего | - | - | 589,9 | - | 138,1 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 138,1 | |
Заводоуковское | Всего | 541,4 | 1263,1 | - | - | 966,4 |
В т.ч. круглогод. <*> | 275,7 | 138,4 | - | - | 966,4 | |
Исетское | Всего | 159,1 | 129,8 | 405,9 | 12,3 | 307,2 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 1,1 | |
Ишимское | Всего | 536,7 | - | - | - | 129,6 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 129,6 | |
Казанское | Всего | - | - | - | - | 463,1 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 151,0 | |
Нижнетавдинское | Всего | - | - | - | - | 1592,0 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 1592,0 | |
Омутинское | Всего | 330,0 | - | - | - | 127,0 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | - | |
Сладковское | Всего | - | - | - | - | 680,6 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 244,0 | |
Сорокинское | Всего | - | - | - | - | 195,4 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 128,0 | |
Тобольское | Всего | - | - | - | - | 518,0 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 518,0 | |
Тюменское | Всего | 275,5 | 281,3 | 183,3 | - | 100,0 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 100,0 | |
Уватское | Всего | - | - | 680,0 | 761,3 | 118,7 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 118,7 | |
Упоровское | Всего | - | - | - | - | 347,5 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 347,5 | |
Юргинское | Всего | 330,5 | 228,6 | 405,5 | 375,2 | 334,9 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 78,0 | |
Ялуторовское | Всего | - | 561,3 | 47,1 | - | 14,3 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 14,3 | |
Ярковское | Всего | - | - | - | - | 978,0 |
В т.ч. круглогод. <*> | - | - | - | - | 978,0 | |
ИТОГО | Всего | 3364,8 | 3891,2 | 3671,0 | 1764,7 | 8371,6 |
В т.ч. круглогод. <*> | 922,2 | 836,0 | 0,0 | 0,5 | 6865,5 |
________________
Примечание.* - указана протяженность грунтовых дорог круглогодичного действия.
По данным лесоустроительных материалов протяженность лесовозных дорог составляет 1764,7 км (8,4% от общей протяженности грунтовых дорог).