МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 4 мая 2023 года N 62-н


О внесении изменений в постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 23.09.2022 N 94



В соответствии с Положением о Министерстве природопользования и экологии Владимирской области, утвержденным постановлением Правительства Владимирской области от 16.02.2023 N 80, приказываю:


1. Внести в постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 23.09.2022 N 94 "Об утверждении региональной программы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области" следующие изменения:


1.1. В преамбуле слова "в соответствии с пунктом 3.6.16 постановления Губернатора Владимирской области от 01.02.2006 N 63 "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области" заменить словами "в соответствии с постановлением Правительства Владимирской области от 16.02.2023 N 80 "Об утверждении Положения о Министерстве природопользования и экологии Владимирской области".


2. Приложение к постановлению Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 23.09.2022 N 94 изложить согласно приложению к настоящему приказу.


3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


4. Настоящий приказ вступает в силу с момента официального опубликования.



И.о. Министра
Ю.В.САМОДУРОВ



Приложение
к приказу
Министерства природопользования
и экологии Владимирской области
от 04.05.2023 N 62-н



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ



Паспорт региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области

Наименование программы

Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), на территории Владимирской области (далее - региональная программа)

Основание для разработки региональной программы

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон)

Ответственный исполнитель региональной программы

Министерство природопользования и экологии Владимирской области (далее - Министерство)

Участники региональной программы

Региональные операторы;

государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Экология региона" (далее - ГБУ ВО "Экорегион");

Министерство государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области (по согласованию)

Цель региональной программы

Предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления (далее - отходы), в том числе ТКО, на здоровье человека и окружающую среду и вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов (далее - ВМР)

Задачи региональной программы

1. Реализация территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области

2. Развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации, экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению отходов, в том числе ТКО

3. Увеличение объемов обработки и утилизации отходов, в том числе ТКО, в целях сокращения объемов захоронения

4. Уменьшение негативного воздействия отходов, в том числе ТКО, на окружающую среду и здоровье человека

5. Экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного вреда окружающей среде в результате прошлой хозяйственной деятельности по размещению отходов

6. Формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами, в том числе ТКО

Целевые индикаторы и показатели региональной программы

- доля направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО;

- доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО;

- доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) ТКО, в общей массе образованных ТКО;

- численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов;

- доля импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО

Этапы и сроки реализации региональной программы

2022 - 2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований региональной программы

Объем ресурсного обеспечения реализации программы в целом составляет 373406,2 тыс. руб.;

2022 год - 363554,5 тыс. руб.;

2023 год - 1573,90 тыс. руб.;

2024 год - 2565,0 тыс. руб.;

2025 год - 2565,0 тыс. руб.

Источниками финансирования подпрограммы являются:

- средства федерального бюджета - 19662,8 тыс. руб.;

- средства областного бюджета - 300915,7 тыс. руб.;

- средства местных бюджетов - 52827,7 тыс. руб.

Объем ресурсного обеспечения реализации программы в разрезе источников финансирования представлен в приложении 2 к региональной программе

Ожидаемые результаты реализации региональной программы

В качественном отношении:

- улучшение состояния окружающей среды;

- уменьшение количества несанкционированных свалок;

- создание условий для формирования индустрии переработки и вторичного использования отходов производства и потребления;

- реабилитация территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности.

В количественном отношении.

Полнота собранных сведений в сфере обращения с ТКО - 100%.

Увеличение доли ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов до 30%.

Увеличение доли направленных на утилизацию, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов в общей массе образованных твердых коммунальных отходов до 1,6%.

Уменьшение доли направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов до 98,4%.

Уменьшение доли импорта оборудования для утилизации твердых коммунальных отходов до 24%.

Привлечение финансовых ресурсов через механизмы субсидирования процентных ставок и субсидирования затрат по лизинговым платежам на приобретение природоохранного оборудования в сфере обращения с отходами - 50,0 млн. руб.

Наличие установленных (определенных) нормативов накопления ТКО (да - 1, нет - 0) - 1.

Доля населения, охваченная услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, - 90%



1. Характеристика текущей ситуации в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Владимирской области


Экологическая безопасность - это тема общенационального значения.


Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства вызывает ухудшение окружающей среды обитания и наносит ущерб здоровью населения, а потому остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение.


В этой связи задачей областных и местных органов власти является формирование и реализация единой государственной экологической политики, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, ликвидацию накопленного вреда окружающей среде.


Основными источниками, загрязняющими окружающую среду региона и вызывающими деградацию природных систем, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы.


Для Владимирской области наиболее актуальной проблемой является обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления, и особенно с ТКО.


Бессистемный подход к решению проблемы обращения с отходами приводит к:


- увеличению земельных площадей, занятых несанкционированными местами складирования отходов;


- загрязнению подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха продуктами разложения отходов;


- росту потенциальной опасности загрязнения окружающей среды токсичными отходами производства;


- снижению показателей жизни населения региона.


Основными факторами, способствующими возникновению незаконных мест складирования отходов, как и прежде остаются:


- отсутствие в сельских территориях системы сбора и удаления отходов, несоблюдение существующих графиков вывоза отходов;


- не 100-процентный охват договорными взаимоотношениями с региональным оператором по обращению с ТКО по вывозу ТКО с их собственниками - населением частного сектора, садовыми товариществами, гаражными и дачными кооперативами, а также индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;


- недостаточность контроля за состоянием земельных участков со стороны их владельцев.


Наиболее благополучная обстановка сохраняется в крупных и средних населенных пунктах области, где органами исполнительной власти организован вывоз ТКО с мест (площадок) накопления в соответствии с графиком вывоза.


Неоднозначной остается ситуация по вывозу отходов в малых и удаленных населенных пунктах, где образование и накопление отходов зачастую носит сезонный характер. Местное население иногда самовольно определяет места временного накопления отходов. Для таких населенных пунктов характерна недостаточность мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям действующего законодательства, либо их полное отсутствие.


Для решения перечисленных проблем реализуется разработанная в соответствии с Федеральным законом территориальная схема обращения с отходами.


Территориальная схема обращения с отходами на территории Владимирской области утверждена постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28.12.2020 N 187.


При ее разработке применен метод зонирования региона. Согласно территориальной схеме обращения с отходами сформированы три зоны деятельности региональных операторов.


В 2019 году проведен отбор региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области.


Зона N 1 (муниципальное образование Александровский район, муниципальное образование Киржачский район, муниципальное образование Кольчугинский район, муниципальное образование Петушинский район, муниципальное образование Собинский район, муниципальное образование Юрьев-Польский район) - ООО "Хартия" осуществляет деятельность с 01.12.2019.


Зона N 2 (городской округ город Владимир, городской округ город Ковров, городской округ город Радужный (ЗАТО), муниципальное образование Вязниковский район, муниципальное образование Гороховецкий район, муниципальное образование Камешковский район, муниципальное образование Ковровский район, муниципальное образование Судогодский район, муниципальное образование Суздальский район) - ООО "Биотехнологии" осуществляет деятельность с 01.01.2020.


Зона N 3 (муниципальное образование город Гусь-Хрустальный, муниципальное образование округ Муром, муниципальное образование Гусь-Хрустальный район, муниципальное образование Меленковский район, муниципальное образование Муромский район, муниципальное образование Селивановский район) - ООО "Эко-транс" осуществляет деятельность с 01.12.2019.


В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на территории Владимирской области прогнозируется следующая динамика образования ТКО на период 2023 - 2024 годы.



Прогноз образования ТКО на период 2023 - 2024 годы. Прогнозные значения (тыс. тонн в год)

2023

2024

Всего на территории Владимирской области

468,7

492,1


Сложившаяся в области система обезвреживания ТКО основана на размещении на полигонах и свалках и не соответствует современным требованиям. Кроме того, во Владимирской области слабо развита отрасль по рециклингу вторичных материальных ресурсов и производству из них конкурентоспособной товарной продукции.


В настоящее время на территории области расположено 8 объектов, предназначенных для размещения отходов. Из них 1 объект предназначен только для размещения промышленных отходов и 7 объектов - для размещения отходов производства и потребления. Все объекты внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).


Эксплуатирующие организации объектов по размещению отходов имеют лицензии на деятельность по обращению с отходами.


Основными проблемами, связанными с размещением отходов на территории Владимирской области, являются:


- перегруженность действующих полигонов ТКО, у большей части которых заканчивается срок эксплуатации в связи с полным их заполнением;


- нехватка земельных участков, подходящих для строительства новых полигонов ТКО;


- недостаток средств на реконструкцию и рекультивацию объектов размещения отходов.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»