Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2035 года (с изменениями на 26 июня 2024 года)



2.3. Сценарии социально-экономического развития Амурской области


Учитывая внешнеэкономические, внешнеполитические и эпидемиологические факторы, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие региона, определены два сценария развития: базовый и целевой.


При базовом сценарии ситуация во внешнеполитическом секторе и на фондовых рынках нестабильна, сохраняются ограничения в отношении российских компаний на поставку сырья, комплектующих и др. При данном сценарии развития ожидается замедление, а в некоторых случаях и стагнация экономики и социальной сферы. Дальнейшее развитие региона будет зависеть от собственных ресурсов и возможностей.


Экономика Амурской области будет ориентирована на стратегию адаптации. Социально-экономические показатели в среднесрочной перспективе сохраняют уровень предыдущих лет, по некоторым отмечается отрицательная динамика. Планомерный рост основных показателей социально-экономического развития региона прогнозируется лишь в долгосрочной перспективе.


ВРП прогнозируется с незначительным приростом. Сдерживающим фактором экономического роста будет являться снижение объемов добычи золота в связи с низкой ценой на золото на мировых рынках, и, как следствие, нерентабельность производства и консервация крупных месторождений золота. В сфере добычи угля ситуация прогнозируется как стабильная, реализация новых инвестиционных проектов в сфере добывающей промышленности возможна лишь в долгосрочном периоде.


Обрабатывающие производства сохранят уровень прошлых лет, наращивание объемов производства возможно исключительно за счет пищевой промышленности, создание новой отрасли - химической промышленности прогнозируется по завершении периода среднесрочного планирования.


В производстве электроэнергии возможно увеличение объемов отгрузки за счет роста спроса на электроэнергию стран АТР и отпускной цены.


Дальнейшее развитие промышленности будет связано с обрабатывающими производствами: вводом в эксплуатацию химических производств, стабильным ростом производства пищевых продуктов, а также электрической энергии.


В сельском хозяйстве в связи с удорожанием стоимости строительных материалов и оборудования возможна приостановка реализации крупных инвестиционных проектов, в результате самообеспеченность региона продукцией животноводства и молочными продуктами останется на уровне 2020 года. Производственные мощности по переработке сои сохранятся на уровне прошлых лет.


Доля новых технологий и разработок в отраслях экономики будет незначительной.


Туризм будет ориентирован на жителей Амурской области, дальневосточного региона, центральной России. Создание новых объектов туристической отрасли и инфраструктуры придется на среднесрочный период.


Снизится инвестиционная активность инвесторов в связи с завершением реализации крупных инвестиционных проектов, в результате сократятся объемы строительства, возможна среднесрочная стагнация на рынке жилья.


Снижение инвестиционной активности замедлит темпы роста налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней, следовательно, сохранится финансирование расходных обязательств на социальную сферу, участие в национальных проектах.


Нестабильная экономическая ситуация негативно повлияет на доходы граждан, что, в свою очередь, повлечет снижение покупательской способности, замедление жилищного строительства, уход "в тень" малого бизнеса, увеличение уровня безработицы.


Численность населения продолжит снижаться по причине отсутствия миграционного притока трудовых ресурсов, ежегодное сокращение женщин фертильного возраста и превышение смертности над рождаемостью, средняя продолжительность жизни незначительно увеличатся. Ввод новых объектов социальной инфраструктуры будет постепенно снижаться, поддержание действующих объектов инфраструктуры будет обеспечиваться за счет проведения капитального ремонта и реконструкции.