В соответствии с федеральными законами "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" в целях повышения устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о планировании мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - Положение).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Чувашской Республике и организациям, расположенным на территории Чувашской Республики, руководствоваться в своей работе Положением.
3. Признать утратившими силу:
подпункт 5 пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 октября 2012 г. N 454 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Чувашской Республики";
подпункт 1 пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 августа 2020 г. N 459 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 31 августа 2029 года.
И.о. Председателя Кабинета Министров
Чувашской Республики
С.АРТАМОНОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПЛАНИРОВАНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, А ТАКЖЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
1.1. Настоящее Положение определяет основные направления деятельности, задачи и порядок организации работы по поддержанию устойчивого функционирования организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики, в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Чувашской Республики (далее соответственно - устойчивое функционирование организаций, организация).
1.2. Под устойчивым функционированием организации в целях снижения возможных потерь и разрушений в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, создания оптимальных условий для восстановления производства, обеспечения жизнедеятельности населения понимается способность объектов экономики и жизнеобеспечения населения противостоять опасностям, возникающим при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов или при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), с целью поддержания выпуска продукции или оказания услуг в запланированном объеме и номенклатуре, предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала, населения и материального ущерба, а также с целью восстановления в минимальные сроки утраченных функций объектов.
1.3. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных ГОСТ Р 22.2.12-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 сентября 2020 г. N 645-ст.
1.4. Объектами экономики, для которых необходимы планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивого их функционирования при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях, являются:
объекты организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны;
объекты, имеющие мобилизационное задание и/или продолжающие функционировать в военное время;
объекты, представляющие высокую потенциальную опасность, в том числе:
критически важные объекты, установленные законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
потенциально опасные объекты, установленные законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
особо опасные и технически сложные объекты, установленные законодательством Российской Федерации в области градостроительной деятельности.
1.5. К объектам жизнеобеспечения населения, для которых необходимы планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивого их функционирования при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях, относятся объекты жизнеобеспечения организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны, и объекты жизнеобеспечения, имеющие мобилизационное задание и/или продолжающие функционировать в военное время.
1.6. Конкретный перечень объектов экономики и жизнеобеспечения населения, для которых необходимы планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивого их функционирования при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях, утверждается в составе плана гражданской обороны и защиты населения Чувашской Республики, а также плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Чувашской Республики.
1.7. Основными мероприятиями по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях являются:
создание и организация в мирное и военное время в исполнительных органах Чувашской Республики и организациях работы комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения;
проведение мероприятий по обеспечению световой и других видов маскировки.
2.1. Исследование устойчивого функционирования организаций заключается во всестороннем изучении условий, которые могут сложиться в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях, в определении их влияния на производственную деятельность.
2.2. Цель исследования состоит в выявлении уязвимых мест в работе организаций в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, выработке наиболее эффективных рекомендаций, направленных на поддержание их устойчивости.
2.3. В дальнейшем рекомендации включаются в план мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций. Наиболее трудоемкие работы (строительство защитных сооружений гражданской обороны, подземная прокладка коммуникаций) выполняются заблаговременно. Мероприятия, на реализацию которых не требуется длительное время или выполнение которых в мирное время нецелесообразно, проводятся в период угрозы нападения противника.
2.4. Исследование устойчивого функционирования организаций проводится силами инженерно-технического персонала с привлечением соответствующих специалистов научно-исследовательских и проектных организаций.
Организатором и руководителем исследования устойчивого функционирования организации является руководитель организации.
3.1. Для организации работы по поддержанию устойчивого функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях в мирное время на региональном, муниципальном уровнях, а также в организациях создаются комиссии по вопросам поддержания устойчивого функционирования организаций при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях.
3.2. Основными задачами комиссий по вопросам поддержания устойчивого функционирования организаций при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях являются:
анализ состояния дел в области обеспечения сохранения объектов и систем жизнеобеспечения населения при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
выявление недостатков и проблемных вопросов при подготовке объектов и систем жизнеобеспечения к работе при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
подготовка обоснованных предложений, направленных на поддержание устойчивого функционирования объектов, систем жизнеобеспечения и эксплуатирующих их организаций при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
разработка и утверждение планов мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций (далее - планы), реализация предусмотренных планами мероприятий;
организация финансового и материально-технического обеспечения мероприятий, предусмотренных планами;
организация мониторинга хода выполнения запланированных мероприятий, готовности объектов и систем жизнеобеспечения к функционированию при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
4.1. Наиболее важными мероприятиями по поддержанию устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения населения при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях являются мероприятия:
по обеспечению устойчивого водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения;