Распределение муниципальных образований по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами (КОМК)
Группа | Количество муниципальных образований | Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала |
V | 1 | 1. Совершенствование планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения. 2. Приведение штатного расписания в соответствии с потребностью в медицинских специалистах исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи. 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. 6. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета республики, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программы "Земский доктор" |
Крайне высокий КОМК - положительная кадровая ситуация | Архаринский муниципальный округ | |
IV | 7 | 1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов. 2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи. 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи. 6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета республики, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 7. Реализация программы "Земский доктор" |
Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация | г. Белогорск, г. Зея, г. Шимановск, Завитинский муниципальный округ, Михайловский район, Серышевский муниципальный округ, Тамбовский муниципальный округ | |
III | 8 | 1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров. 2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом. 3. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. 4. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета республики, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программы "Земский доктор" |
Средний КОМК - кадровая ситуация стабильная, на уровне показателей Амурской области | г. Благовещенск, рабочий поселок (пгт) Прогресс, Благовещенский муниципальный округ, Бурейский муниципальный округ, Ивановский муниципальный округ, Магдагачинский район, Октябрьский район, Ромненский муниципальный округ | |
II | 10 | 1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников. 2. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%. 3. Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации. 4. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности. 5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций, исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета республики, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программы "Земский доктор" |
Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей | г. Свободный, г. Тында, Белогорский муниципальный округ, Зейский район, Константиновский район, Мазановский район, Свободненский район, Селемджинский район, Тындинский муниципальный округ, Шимановский муниципальный округ | |
I | 1 | 1. Предоставление служебного жилья для медицинских работников, прибывающих в муниципальные образования в полностью готовом виде для заселения (чистое, отремонтированное). 2. Определение четкого количества предоставляемого жилья в муниципальных образованиях (на весь период реализации программы 2020 - 2024). 3. Обеспечение регулярных дополнительных компенсационных выплат для медицинских сотрудников, прибывающих в территории. 4. Обеспечение адресной поддержки медицинских сотрудников (приоритетное право приема детей в дошкольные образовательные учреждения, содействие местной администрации в вопросах бытового характера, предоставление билетов на общественно-культурные события и организация трансфера в областной центр на регулярной основе). 5. Постоянный мониторинг движения кадров и принятие мер в ситуации оттока кадров с территории. 6. Жесткий и постоянный контроль Министерством здравоохранения Амурской области программных мероприятий с целью устранения дефицита и улучшения показателей укомплектованности кадров. 7. Включение в KPI вопрос кадровой обеспеченности сферы здравоохранения для руководителя органа местного самоуправления. 8. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%. 9. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности. 10. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 11. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета республики, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 12. Реализация программы "Земский доктор" |
Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей | Сковородинский муниципальный округ |
2. Управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Амурской области; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициент геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Амурской области, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Амурской области; проведение организационно-штатных мероприятий.
Здравоохранение Амурской области на протяжении последних 5 лет характеризуется кадровым дефицитом.
Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:
особенности половозрастного состава населения;
уровень и структура заболеваемости населения;
уровень и структура смертности населения;
географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
Несмотря на сложившийся кадровый дефицит объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.
Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.
Совместно с ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения.
Общая потребность составила 243 человека, в том числе:
врачей-онкологов - 11;