МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 27 апреля 2023 года N 27-П


Об утверждении Положения о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Алтайском крае



В соответствии с пунктом 33(1) основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р, приказываю:


1. Утвердить Положение о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Алтайском крае (приложение) (далее - "Положение").


2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 24.03.2022 N 404 "Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательных организациях Алтайского края, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования".


3. Настоящий приказ подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).



Министр
С.П.ГОВОРУХИНА



Приложение
к Приказу
Министерства образования
и науки Алтайского края
от 27 апреля 2023 г. N 27-П



ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ



1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Алтайском крае (далее - "Положение"), определяет цели, задачи, формы и общий порядок организации осуществления наставничества для педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Алтайском крае (далее - "образовательные организации"). Положение разработано в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях и Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников, разработанными Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации и направленными письмом Министерства просвещения Российской Федерации N АЗ-1128/08, Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации N 657 от 21.12.2021 (далее соответственно - "Методические рекомендации", "Методические рекомендации для образовательных организаций").


1.2. Основные понятия, используемые в Положении:


наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, подразумевает необходимость совместной деятельности наставляемого и наставника по планированию и коррекции персонализированной программы наставничества;


наставник - участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого;


наставляемый - участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения;


форма наставничества - способ реализации наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой программой наставничества, основной деятельностью и позицией участников;


персонализированная программа наставничества - краткосрочная (от трех месяцев до одного года, при необходимости может быть продлена) персонализированная программа, включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и поддержку его сильных сторон.



2. Цели, задачи, основные принципы наставничества


2.1. Цель наставничества - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательных организациях, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению в профессии педагогических работников, в отношении которых осуществляется наставничество.


2.2. Основные задачи наставничества:


содействовать созданию в образовательных организациях психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогических работников;


содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;


содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых;


способствовать формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников, развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества на институциональном и внеинституциональном уровнях.


2.3. Основными принципами наставничества являются:


принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов;


принцип индивидуализации и персонализации;


принцип вариативности форм и видов наставничества;


принцип системности и стратегической целостности.



3. Порядок организации осуществления наставничества


3.1. Порядок осуществления наставничества устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации с учетом настоящего Положения, Методических рекомендаций и Методических рекомендаций для образовательных организаций.


3.2. Общее руководство и контроль за организацией и реализацией наставничества осуществляет руководитель образовательной организации.


3.3. Наставник назначается приказом руководителя образовательной организации с его письменного согласия.


3.4. Реализация наставничества осуществляется образовательными организациями с учетом Методических рекомендаций, Методических рекомендаций для образовательных организаций, и предусматривает:


разработку, утверждение локальных нормативных актов, регламентирующих реализацию наставничества в образовательной организации;


взаимодействие образовательной организации в вопросах реализации наставничества с организациями, заинтересованными в наставничестве для педагогических работников образовательной организации и способными осуществлять необходимую в устранении профессиональных затруднений наставляемого методическую поддержку;


осуществление образовательной организацией организационно-методического, информационно-методического, материально-технического обеспечения наставничества;


осуществление образовательной организацией оценки эффективности и результативности реализации персонализированной программы наставничества, оценки результативности внедрения (применения) наставничества в образовательной организации;


создание образовательной организацией условий по координации и мониторингу реализации наставничества.


3.5. Внедрение (применение) наставничества для педагогических работников в образовательных организациях предполагает подбор и формирование наставнических пар или групп с составлением персонализированных программ наставничества для конкретных пар или групп.



4. Формы и виды наставничества


4.1. В отношении педагогических работников в соответствии с Методическими рекомендациями для образовательных организаций реализуются:


различные формы наставничества: "педагог - педагог", "руководитель образовательной организации - педагог", "работодатель - студент педагогического вуза/колледжа", "педагог вуза/колледжа - молодой педагог образовательной организации", "социальный партнер - педагог образовательной организации";


различные виды наставничества: виртуальное (дистанционное) наставничество, наставничество в группе, краткосрочное или целеполагающее наставничество, реверсивное наставничество, ситуационное наставничество, скоростное консультационное наставничество, традиционное наставничество ("один на один").


4.2. Применение форм и видов наставничества определяется в зависимости от цели персонализированной программы наставничества, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов.



5. Мотивирование реализации наставничества


5.1. Мотивирование реализации наставничества включает в себя материальные и нематериальные способы стимулирования.


5.1.1. Материальные способы стимулирования - выплаты стимулирующего характера, установленные работнику за реализацию наставничества локальными нормативными актами образовательной организации в соответствии с действующим законодательством.


5.1.2. Нематериальные способы стимулирования определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом Методических рекомендаций, направлены на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг.



6. Завершение персонализированной программы наставничества


6.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в следующих случаях:


персонализированная программа наставничества реализована в полном объеме по результатам оценки эффективности ее реализации;


реализация персонализированной программы наставничества завершена по инициативе наставника и (или) наставляемого;


в иных случаях, предусмотренных Методическими рекомендациями для образовательных организаций.



7. Оценка эффективности и результативности реализации наставничества, персонализированных программ наставничества


7.1. Образовательной организацией в соответствии с Методическими рекомендациями для образовательных организаций проводится мониторинг работы "наставник - наставляемый", оценка эффективности и результативности:


реализации персонализированной программы наставничества, в том числе посредством проведения мониторинга работы "наставник - наставляемый";


внедрения (применения) наставничества в образовательной организации.


7.2. Образовательная организация вправе самостоятельно определять критерии и инструменты проведения мониторинга, оценки эффективности и результативности реализации персонализированной программы наставничества, внедрения (применения) наставничества в образовательной организации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»