ЗАКОН

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

от 24 апреля 2023 года N 395


О наставничестве над отдельными категориями несовершеннолетних в Хабаровском крае

(с изменениями на 31 января 2025 года)

(в ред. Законов Хабаровского края от 03.10.2023 N 430, от 31.01.2025 N 45)




Принят
Законодательной Думой
Хабаровского края
20 апреля 2023 года




Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона


Настоящий закон регулирует отношения, связанные с организацией наставничества над проживающими на территории Хабаровского края (далее - край) отдельными категориями несовершеннолетних, указанными в статье 3 настоящего закона.


(в ред. Закона Хабаровского края от 31.01.2025 N 45)



Статья 2. Понятия, используемые в настоящем законе


(в ред. Закона Хабаровского края от 31.01.2025 N 45)


Понятия, используемые в настоящем законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральном законе от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"), других нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах края.



Статья 3. Категории несовершеннолетних, в отношении которых может устанавливаться наставничество


(в ред. Закона Хабаровского края от 31.01.2025 N 45)


Наставничество может устанавливаться в отношении:


1) несовершеннолетних, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа;


2) несовершеннолетних, находящихся в краевых государственных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением несовершеннолетних, в отношении которых органы и учреждения системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу (далее - воспитанники, организации для детей-сирот).



Статья 4. Наставничество над несовершеннолетними, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа


(в ред. Закона Хабаровского края от 31.01.2025 N 45)


Наставничество над несовершеннолетними, указанными в пункте 1 статьи 3 настоящего закона, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



Статья 5. Наставничество в отношении воспитанников


(в ред. Закона Хабаровского края от 31.01.2025 N 45)


1. Наставником воспитанника может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 23 лет, проживающий на территории края, по своим деловым и моральным качествам способный содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию воспитанника, а также соответствующий иным требованиям, установленным настоящей статьей.


2. Наставниками воспитанников не могут быть:


1) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;


2) лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;


3) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;


4) бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;


5) лица, которые в соответствии со статьей 351[1] Трудового кодекса Российской Федерации не допускаются к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних;


6) лица, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;


7) лица, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций;


8) лица, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны иностранными агентами.


3. Наставник и воспитанник должны проживать в одном населенном пункте края.


4. Наставничество в отношении воспитанников, достигших возраста десяти лет, устанавливается с их согласия.


5. Наставник закрепляется за воспитанником решением руководителя организации для детей-сирот, принятым в соответствии с ее локальным нормативным актом.


6. Наставник воспитанника осуществляет свою деятельность безвозмездно.


7. Гражданин, изъявивший желание быть наставником воспитанника (далее - кандидат в наставники), представляет в организацию для детей-сирот письменное заявление в произвольной форме на имя ее руководителя с просьбой рассмотреть его кандидатуру в качестве наставника (далее - заявление).


8. Кандидат в наставники прилагает к заявлению:


1) копию паспорта гражданина Российской Федерации;


2) справку о наличии (отсутствии) у него судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования;


3) документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие кандидата в наставники (сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, и (или) копию трудовой книжки, характеристику кандидата в наставники с места работы, учебы, иные документы);


4) справку из психоневрологического и наркологического диспансеров о том, что он не состоит (состоит) на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;


5) согласие на обработку его персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, указанных в настоящей части;


6) согласие на обработку его персональных данных, разрешенных им для распространения.


9. Заявление подлежит обязательной регистрации в течение трех рабочих дней со дня его поступления в организацию для детей-сирот.


10. Информация, указанная в пунктах 1 - 4 части 2 настоящей статьи, запрашивается руководителем организации для детей-сирот (его заместителем) в территориальном структурном подразделении уполномоченного Правительством края исполнительного органа края в сфере опеки и попечительства. Указанное структурное подразделение обязано представить запрашиваемую информацию в организацию для детей-сирот в течение пяти рабочих дней со дня получения им соответствующего запроса.


11. Организация для детей-сирот рассматривает кандидатуру наставника, представленные им заявление и документы в течение 30 дней со дня регистрации заявления и представления документов.


12. По результатам рассмотрения кандидатуры наставника, представленных им заявления и документов руководитель организации для детей-сирот принимает одно из следующих решений:


1) о закреплении кандидата в наставники в качестве наставника воспитанника;


2) об отказе в закреплении кандидата в наставники в качестве наставника воспитанника в случаях, предусмотренных частью 13 настоящей статьи.


13. Руководитель организации для детей-сирот принимает решение об отказе в закреплении кандидата в наставники в качестве наставника воспитанника в случаях:


1) несоответствия кандидата в наставники требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи;


2) наличия обстоятельств, указанных в части 2 настоящей статьи;


3) несоблюдения условий, установленных частями 3, 4 настоящей статьи.


14. Копия решения руководителя организации для детей-сирот вручается наставнику воспитанника, кандидату в наставники под подпись либо направляется им почтовым отправлением в срок не позднее пяти рабочих дней после дня принятия соответствующего решения.



Статья 6. Деятельность наставника в отношении воспитанника


(в ред. Закона Хабаровского края от 31.01.2025 N 45)


Деятельность наставника в отношении воспитанника направлена на:


1) повышение уровня его воспитанности, образованности, дисциплинированности, самоконтроля, других личностных социально значимых качеств;


2) содействие в профессиональной ориентации, обучении и трудоустройстве воспитанника, подготовке воспитанника к самостоятельной жизни;


3) формирование у воспитанника моральных ценностей, законопослушного поведения, ответственного отношения к своим поступкам, добросовестного отношения к учебе и труду;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»