(с изменениями на 3 октября 2023 года)
(в ред. Закона Хабаровского края от 03.10.2023 N 430)
Принят
Законодательной Думой
Хабаровского края
20 апреля 2023 года
Настоящий закон регулирует отношения, связанные с организацией наставничества над проживающими на территории Хабаровского края (далее - край) отдельными категориями несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, указанными в статье 3 настоящего закона.
1. Для целей настоящего закона под наставничеством понимается добровольная и безвозмездная деятельность граждан, направленная на оказание несовершеннолетним помощи в улучшении их социального положения, повышение уровня их воспитанности, образованности, дисциплинированности, самоконтроля и других личностных социально значимых качеств, восстановление и укрепление детско-родительских отношений, а также на оказание помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних в воспитании несовершеннолетних, повышение их воспитательного потенциала, содействие в преодолении социально опасного положения.
2. Иные понятия, используемые в настоящем законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральном законе от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", других нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах края.
1. Наставничество может устанавливаться в отношении:
1) несовершеннолетних из семей с несовершеннолетними детьми, признанных находящимися в социально опасном положении (далее - несовершеннолетние из семей в социально опасном положении, семьи в социально опасном положении).
Порядок признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися в социально опасном положении устанавливается Правительством края;
2) семей в социально опасном положении;
3) несовершеннолетних, находящихся в краевых государственных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - воспитанники, организации для детей-сирот).
2. Указанные в пунктах 1, 3 части 1 настоящей статьи лица далее при совместном упоминании именуются несовершеннолетние.
1. Целями наставничества являются содействие органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) в предупреждении социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактике преступности несовершеннолетних, повышении социального уровня семей в социально опасном положении, а также содействие организациям для детей-сирот в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
2. Задачами наставничества являются:
1) социальная реабилитация несовершеннолетних;
2) содействие в профессиональной ориентации, обучении и трудоустройстве несовершеннолетних;
3) восстановление утраченных и установление новых социальных связей семей в социально опасном положении;
4) осуществление просветительской работы с родителями несовершеннолетнего из семьи в социально опасном положении, направленной на обеспечение его безопасности, профилактику алкоголизма и других зависимостей его родителей;
5) формирование у несовершеннолетних, родителей несовершеннолетнего из семьи в социально опасном положении мотивации к здоровому образу жизни, позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
6) содействие в оказании педагогической, психологической и социальной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетнего из семьи в социально опасном положении;
7) обучение воспитанников практическим навыкам самообслуживания, общения, поведения в быту и общественных местах;
8) формирование у родителей несовершеннолетнего из семьи в социально опасном положении ответственного отношения к его воспитанию, своим поступкам, семейным обязанностям;
9) содействие увеличению доли семей, в отношении которых снят статус находящихся в социально опасном положении в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для его установления, в общем количестве семей, утративших данный статус.
1. Наставничество устанавливается с письменного согласия родителей (законных представителей).
В отношении несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, наставничество устанавливается с учетом его мнения.
2. Наставником может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 23 лет, проживающий на территории края, по своим деловым и моральным качествам способный содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних, а также соответствующий иным требованиям, установленным настоящей статьей.
3. Наставниками не могут быть:
1) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
2) лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
3) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
4) бывшие усыновители - если усыновление отменено по их вине;
5) лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации;
6) лица, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
4. Наставник закрепляется за:
1) несовершеннолетним из семьи в социально опасном положении или семьей в социально опасном положении решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной органом местного самоуправления городского округа, муниципального округа, муниципального района края, осуществляющей деятельность на территории соответствующего муниципального образования края (далее - муниципальная комиссия);
(в ред. Закона Хабаровского края от 03.10.2023 N 430)
2) воспитанником решением руководителя организации для детей-сирот, принятым в соответствии с ее локальным нормативным актом.
5. Наставник, несовершеннолетний или семья в социально опасном положении должны проживать в одном населенном пункте края.
6. Гражданин, изъявивший желание быть наставником (далее - кандидат в наставники), представляет соответственно в муниципальную комиссию или организацию для детей-сирот письменное заявление в произвольной форме на имя ее председателя (руководителя) с просьбой рассмотреть его кандидатуру в качестве наставника (далее - заявление).
7. Кандидат в наставники прилагает к заявлению:
1) копию паспорта гражданина Российской Федерации;
2) справку о наличии (отсутствии) у него судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования;
3) документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие кандидата в наставники (сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, и (или) копия трудовой книжки, характеристику кандидата в наставники с места работы, учебы, иные документы);
4) справку из психоневрологического и наркологического диспансеров о том, что он не состоит (состоит) на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
5) согласие на обработку его персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, указанных в настоящей части;
6) согласие на обработку его персональных данных, разрешенных им для распространения.
8. Заявление подлежит обязательной регистрации в течение трех рабочих дней со дня его поступления в муниципальную комиссию или организацию для детей-сирот соответственно.
9. Информация, указанная в пунктах 1 - 4 части 3 настоящей статьи, запрашивается председателем муниципальной комиссии, руководителем организации для детей-сирот (их заместителями) в территориальном структурном подразделении уполномоченного Правительством края исполнительного органа края в сфере опеки и попечительства. Указанное структурное подразделение обязано представить запрашиваемую информацию в муниципальную комиссию или организацию для детей-сирот в течение пяти рабочих дней со дня получения им соответствующего запроса.
10. Муниципальная комиссия или организация для детей-сирот рассматривает кандидатуру наставника, представленные им заявление и документы в течение 30 дней со дня регистрации заявления и представления документов.
11. По результатам рассмотрения кандидатуры наставника, представленных им заявления и документов муниципальная комиссия или руководитель организации для детей-сирот принимает одно из следующих решений:
1) о закреплении кандидата в наставники в качестве наставника несовершеннолетнего или семьи в социально опасном положении;
2) об отказе в закреплении кандидата в наставники в качестве наставника несовершеннолетнего или семьи в социально опасном положении в случаях, предусмотренных частью 12 настоящей статьи.