В 2020, 2021 годах наблюдалось увеличение доли расходов инвестиционного характера в общем объеме расходов областного бюджета. Объем капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности Омской области составил:
- в 2020 году - 6,7 млрд. рублей (5,7% в общем объеме расходов областного бюджета);
- в 2021 году - 9,1 млрд. рублей (7,1% в общем объеме расходов областного бюджета).
Вместе с тем рост объемов бюджетных инвестиций обеспечен в основном за счет целевых поступлений из федерального бюджета и федеральных институтов развития.
При этом за последние годы наблюдается низкий объем ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства социальной и инженерной инфраструктуры. В то же время существенно не снижается количество незавершенных объектов. По состоянию на 1 января 2022 года сумма вложений в незавершенные объекты капитального строительства, не оформленные в установленном порядке в региональную и муниципальную собственность, составила 29,8 млрд. рублей.
Проблемами и вызовами являются:
1) ограниченные возможности регионального и местных бюджетов для реализации крупных инвестиционных проектов за счет бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства;
2) увеличение стоимости строительства объектов капитального строительства в связи с ростом цен на строительные ресурсы вследствие сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации и введения в отношении Российской Федерации, ее граждан, юридических лиц политических и экономических санкций.
Приоритетные направления для повышения эффективности управления капитальными вложениями:
1) повышение качества и сокращение сроков разработки проектной документации на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства;
2) цифровизация процедур, применяемых при управлении государственными капитальными вложениями;
3) использование возможностей федеральных инструментов финансирования, привлечение средств из федерального бюджета по приоритетным проектам и программам Российской Федерации, государственным программам Российской Федерации и федеральной адресной инвестиционной программе;
4) концентрация ограниченных финансовых ресурсов на объектах капитального строительства, предусмотренных к вводу в эксплуатацию и переходящих объектах;
5) реализация мероприятий по сокращению количества незавершенных объектов капитального строительства, в том числе формирование и ведение регионального реестра незавершенных объектов капитального строительства.