Действующий

О внесении изменений в постановление администрации области от 20.06.2013 N 642 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Развитие культуры и туризма"



1.1. Сохранение, использование, популяризация исторического и культурного наследия


Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) Тамбовской области являются неотъемлемой частью культурного наследия Российской Федерации.


На 01 января 2013 г. в Тамбовской области на государственной охране находятся 1423 объекта культурного наследия, в том числе 413 памятников, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и 1010 объектов, включенных в список выявленных объектов культурного наследия, представляющих научную, художественную и иную культурную ценность. Из 1423 объектов культурного наследия - 1375 являются памятниками, 44 ансамблями и 4 достопримечательными местами. По видовому признаку 835 объектов культурного наследия являются памятниками археологии и 588 - истории, архитектуры и монументального искусства, 854 объекта культурного наследия отнесены к федеральной категории значимости.


В Тамбовской области осуществляются мероприятия, направленные на сохранение, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия. Сохранение объектов культурного наследия включает комплекс научно-исследовательских, проектных и ремонтно-реставрационных работ, направленных на физическое сохранение объектов культурного наследия, в том числе: консервация, ремонт, реставрация памятников, а также приспособление их для современного использования. Финансирование работ на восстановление памятников истории и культуры составило в 2009 году - 110 млн. рублей, в 2010 году - 253,6 млн. рублей, в 2011 году - 135,7 млн. рублей, 2012 году - 197,7 млн. рублей, 2013 году - 350 млн. рублей.


Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и Тамбовской области. Свободный доступ граждан к культурным ценностям и ознакомление с историко-культурным наследием страны является важнейшим фактором формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни.


Основными проблемами в области сохранения объектов культурного наследия являются:


неудовлетворительное, подчас критическое (аварийное), состояние многих памятников.


Только 31% памятников, расположенных на территории Тамбовской области, находятся в удовлетворительном техническом состоянии. Основная масса объектов культурного наследия нуждается в принятии срочных мер по спасению памятников от разрушения, повреждения или уничтожения. По оценкам экспертов, объем реставрационной деятельности в Российской Федерации составляет 30% от уровня начала 1990 годов. В то же время потребность в реставрационных работах постоянно повышается. Это связано с выявлением и постановкой на государственную охрану новых объектов культурного наследия. Так, на 01 января 2013 г. в Тамбовской области выявлено и поставлено на государственный учет 835 объектов археологического наследия. Бондарский, Гавриловский, Кирсановский, Мордовский, Пичаевский и Токаревский районы области наименее исследованы на предмет нахождения на их территории объектов археологического наследия;


недостаточное выделение бюджетных средств на проведение ремонтно-реставрационных работ на памятниках, находящихся в собственности Российской Федерации, Тамбовской области и муниципальных образований области;


высокая степень амортизации зданий-памятников приводит к возникновению реальной угрозы их утраты. На территории Тамбовской области под охраной находится 588 памятников, основная часть которых является памятниками архитектуры и градостроительного искусства. Во многих случаях эти здания, построенные в XIX - начале XX века, имеют большой амортизационный износ и, следовательно, нуждаются в проведении значительного объема ремонтно-реставрационных работ. Данный износ выражается также в уменьшении потребительских свойств объекта недвижимости. При невыполнении работ по комплексной реставрации зданий-памятников возрастает угроза физического изменения отдельных архитектурных и конструктивных особенностей и элементов декора, предметов внутренней отделки, что в дальнейшем повлечет значительное удорожание ремонтно-реставрационных работ;


несоответствие условий содержания и использования зданий-памятников современным санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям. В первую очередь к таким объектам относятся здания-памятники, используемые под муниципальный жилищный фонд. В данной связи необходимо отметить, что объекты, используемые под жилищный фонд, находятся в критическом состоянии. 75% зданий-памятников, используемых под муниципальный жилищный фонд, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии;


процессы естественного старения объектов культурного наследия. Эти процессы ускоряются в результате неблагоприятных климатических условий (длительность залегания снега и льда, высокая влажность, загазованность атмосферы) и отсутствия необходимой защиты зданий-памятников и сооружений от погодных условий, а также техногенных факторов (нагрузки на грунты и конструкции зданий, связанные с динамическими и вибрационными нагрузками);


утрата своеобразия историко-архитектурного облика памятников связана с интенсивным хозяйственным освоением исторических территорий.


Для сохранения объектов культурного наследия в его исторической среде утверждаются территории объектов культурного наследия, разрабатываются зоны охраны памятников, устанавливаются режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.


Определение территорий памятников и зон их охраны является одним из основных инструментов обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической градостроительной и природной среде. Все объекты культурного наследия нуждаются в разработке проектов зон охраны. Разработанный проект зон охраны памятников истории и культуры г. Мичуринска (1990 год) и проект зон охраны памятников истории и культуры г. Тамбова (1991 год) не соответствует требованиям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";